В мире спорта - Информационный сайт

Как усваивать больше информации. Как усваивать и запоминать информацию: лучшие и худшие методики обучения. Как усваивать информацию быстро и лучше

Многие ошибочно полагают, что активная работа памяти заканчивается по окончании института, техникума или университета. Однако это не совсем так. Использование памяти продолжается и после получения диплома. Другое дело, где и в каком объеме ее применять, а главное, как совершенствовать. Поэтому в данной статье мы расскажем о том, как быстрее запоминать информацию, используя самые простые и эффективные упражнения.

Какие виды памяти бывают?

Память человека условно можно разделить на два вида:

  • краткосрочную (быструю);
  • долгосрочную.

Краткосрочная память позволяет человеку запоминать определенный перечень предметов или объектов, существующих в реальном времени. Другими словами, в памяти остаются лишь образы, актуальные здесь и сейчас. В среднем таких объектов может быть 5-8 штук. Соответственно, долгосрочная память дает возможность запомнить те или иные образы, которые могут понадобиться человеку не сразу, а, к примеру, через год. Поэтому, чтобы разобраться, как лучше запоминать информацию, необходимо научиться их различать.

  • визуальная (запоминаются те предметы, которые мы видим воочию);
  • звуковая (улавливается мелодия, слова песни);
  • чувственная (основана на реальных душевных переживаниях и чувствах);
  • тактильная (запоминаются ощущения);
  • эмоциональная (основана исключительно на эмоциях);
  • ассоциативная (связывает предметы и объекты с какими-либо ассоциациями).

О том, как быстрее запоминать информацию, расскажем далее.

Упражнение 1: пишем печальные письма

Учеными было сделано удивительное открытие. Наша память, как оказалось, наиболее восприимчива к отрицательным воспоминаниям и пережитым эмоциям. Поэтому метод написания писем заключается в следующем: необходимо взять лист бумаги и ручку, засечь на часах 15-20 минут и в течение этого времени изложить все те неприятности и негативные моменты, с которыми вы сталкивались в последнюю неделю, месяц.

Интересно, что после такого упражнения вам будет легко запомнить практически любую информацию. По словам ученых, это связано с тем, что после использования упражнения мозг попросту не успеет переключиться с ваших воспоминаний и с радостью воспримет все, что вы прочитаете и заучите. Именно так стоит и поступить, если вы ищете ответ на вопрос: «Как лучше запоминать информацию?»

Упражнение 2: кричите, и вас услышат

Немного неординарный, но вполне действенный метод запомнить любую информацию. Он заключается в ее громком выкрикивании. К примеру, таким способом можно учить иностранные слова, готовиться к экзаменам или тестированию. Однако это не означает, что во время такого упражнения необходимо орать до хрипоты или до первого звонка возмущенных соседей. Делайте все в пределах разумного.

Как быстро запомнить большой объем информации: упражнение 3

Если в короткие сроки вам необходимо выучить большой объем текста или материала, то следует выполнить такие действия:

  • внимательно (желательно несколько раз) прочитать написанное или напечатанное;
  • вникнуть в содержимое;
  • выделить основную и вспомогательную информацию;
  • разделить материал на части (в соответствии с уровнем их важности);
  • составить краткий (можно ;
  • пересказать прочитанное.

Вот как быстро запомнить большой объем информации.

Упражнение 4: движение - это сила

Когда какой-либо материал ну никак не хочет запоминаться, многие специалисты советуют использовать реальные движения. Для этого необходимо встать с места, взять в руки книгу с текстом и для наилучшего эффекта начать ходить кругами по комнате, одновременно читая написанное. Считается, что во время ходьбы происходит быстрая активация мозга, следовательно, любой материал усваивается намного скорее.

С этой же целью, перед тем как запомнить большую информацию, рекомендуется 25-30 минут потанцевать, попрыгать, побегать или сделать какие-либо физические упражнения. Говорят, что после этого можно будет запомнить хоть весь первый том «Войны и мира».

Упражнение 5: играйте в ассоциации

Один из самых действенных способов развить и запомнить любую информацию - игра в ассоциации. Предположим, вам необходимо запомнить список продуктов. Для этого нужно сначала написать этот перечень покупок, посмотреть на него и создать образы, которые вам будет проще запомнить.

Например, в вашем перечне будущих приобретений указана морковь. Так как она обладает оранжевой шкуркой, то она вполне может ассоциироваться с рыжей лисой или белкой. Ватные палочки - это мягкий и белый снег. Вода - стакан и т. д. Это вкратце о том, как быстрее запоминать информацию.

Упражнение 6: раскладывайте все по полочкам

Говорят, что лучше всего запоминаются вещи, находящиеся в любимом месте. К примеру, в вашем доме есть любимое кресло, на котором вы часто сидите. А возле него находится стопка из деревянных полок. Вот на них-то и можно мысленно положить те предметы, которые вы планируете запомнить. После этого вам будет проще вспомнить расположение предметов и их названия.

Упражнение 7: оставляйте записки

Предположим, вам необходимо выучить большой доклад, но вы не знаете, как быстрее запоминать информацию. Для того чтобы быстрее выучить написанное, необходимо разделить текст на короткие предложения, написать их на липких листочках и расклеить в доступных местах в комнате. Далее рекомендуется время от времени ходить по квартире и читать свои записки.

Упражнение 8: считаем спички

Иногда не стоит дожидаться того момента, когда вам нужно будет срочно выучить какой-либо текст, цифры или слова. Лучше всего начинать тренировать свою память и внимательность до наступления подходящего момента.

К примеру, если вы регулярно будете выполнять упражнение «Спички», вы сможете повысить уровень внимательности и запоминания мельчайших деталей, следовательно, при необходимости усвоить какой-либо важный материал вам не составит никакого труда. Далее мы расскажем о том, как легко запоминать информацию любой сложности.

Итак, смысл упражнения сводится к следующему: необходимо взять ровно пять спичек, высыпать их на стол, запомнить их положение, отвернуться в другую сторону и постараться воссоздать. С каждым занятием рекомендуется поэтапно увеличивать количество спичек и сложность создаваемых фигур.

Упражнение 9: читаем слова наоборот

Очень простое и полезное упражнение для развития внимательности и памяти заключается в прочтении Например, во время прогулки или поездки по городу обратите внимание на вывески магазинов, прочитайте их наоборот. В этом случае вам придется не просто запоминать непривычное вам значение для обычных названий, но и держать в памяти исходное слово-оригинал.

Упражнение 10: меняем цифры и буквы местами

Если вы испытываете определенные трудности с запоминанием номеров телефонов или ПИН-кода, то вам стоит воспользоваться несложными и одновременно эффективными приемами усвоения данных. На данный момент известны различные способы. Запомнить информацию, связанную с цифрами, вам поможет, например, вариант с заменой их на буквы.

К примеру, вам необходимо запомнить следующую последовательность: 9, 5, 8, 4. Заменяем их буквами, соответствующими первым буквам цифр. Получаем вместо «9» букву «д», «5» меняем на «п», «8» на «в», а «4» на «ч». Интереснее будет развить мысль дальше, придумав из этого буквенного кода целое предложение. В данном случае вместо сложночитаемых «дпвч» получим «допустим, вы человек».

Одним словом, если вы действительно решили улучшить показатели вашей памяти, не медлите и приступайте к тренировкам прямо сейчас. В этом случае вам не придется ломать голову и изобретать очередной невероятно быстрый способ заучивания информации. Наоборот, вы будете быстро все усваивать и запоминать. Дерзайте!

Мало кому из нас не приходилось смущенно замолкать в ответ на неожиданный вопрос: «Вы меня не узнаете? Мы с вами недавно встречались и познакомились…», и дальше незнакомый человек напоминает вам время и место вашей встречи. В вашей памяти, наконец, всплывает нужный образ, и вы отвечаете: «Да, действительно, мы знакомы. Простите, не сразу вас вспомнил».

Как помочь себе быстрее запоминать информацию и не попадать в подобные неловкие ситуации?

Что такое «вспомнить»?

За этим процессом памяти стоят два разных психологических механизма:

  • узнавание;
  • воспроизведение.

Узнавание основано на установлении тождества или сходства между объектами . Впрочем, ассоциативная психология утверждает, что любое припоминание – это всегда запуск ассоциативного ряда образов. Не будем спорить. Просто возьмем на вооружение идею ассоциативного запоминания.

Воспроизведение требует от человека уже активной и произвольной реконструкции образа в сознании. Здесь присутствуют волевое усилие и целеполагание. И для этого случая ищут лучшие способы для запоминания информации.

5 приемов с использованием ассоциативного мышления

Тем, кто ищет для себя не тривиальный прием как легко запоминать информацию, можно посоветовать использовать ассоциативный подход. Все ассоциации психологи объединяют в 5 групп. Это ассоциации по:

  • сходству;
  • контрасту;
  • смежности по времени;
  • смежности по месту;
  • причинно-следственной связи.

1) Прием «Запоминание по сходству» . Этот прием полезно использовать при мимолетном или краткосрочном знакомстве с человеком, если вы хотите его запомнить, чтобы потом легко узнать в случае вашей следующей встречи. Спросите себя, на кого похож этот человек? Вы можете связать образ своего нового знакомого с кем-то из героев фильма, артистом или политиком, словом, какой-либо популярной фигурой. Мысленно назовите его, например, «Ну, вылитый Дон-Кихот Ламанчский – такой же худой и высокий, с таким же острым взглядом и порывистыми движениями. И даже зовут его Дмитрий Константинович». При следующей встрече ассоциация с Дон-Кихотом подскажет вам инициалы вашего знакомого.
2) Прием «Запоминание по контрасту» . Здесь поступаем с точностью до «наоборот». Найдите в вашем собеседнике какую-то деталь, которая откровенно контрастирует либо с его обликом, либо с его (или ее) именем.
«Фамилия – Белых, а сам – черноволосый», — порой уже этого противопоставления вам будет достаточно для последующего узнавания.
3) Прием «Запоминание на основе смежности по времени» . Этот прием полезен для запоминания длинного ряда цифр. Предположим, вы хотите потренировать свою память и запомнить чей-то номер телефона, не записывая его. Перед вами много цифр. Необходимо разделить ряд на группы так, чтобы перед вами появились числа, тождественные удобным и знакомым вам датам. Например: 4561678 можно разделить так: 45 – окончание войны, 61 – полет Гагарина, 678 – числа по порядку. Осталось придумать и запомнить фразу, вроде «Победа, Гагарин, от шести и дальше».

4) Прием «Запоминание на основе смежности по месту» . Выберите в качестве ассоциативной основы объект, который непременно встретится вам тогда, когда вам понадобится вспомнить определенную информацию. Например, вы все время куда-то деваете ключи от машины, а потом не можете вспомнить, куда вы их положили. Или сначала выходите из дому, а лишь затем вспоминаете о том, что не взяли ключей. Как эффективно запоминать информацию, чтобы затем вспомнить ее в нужное время в нужном месте? В этом случае вам поможет ассоциативная привязка требуемого действия (забрать ключи перед выходом из дома) к действию, которое вы перед выходом из дома выполните в любом случае (например, переобуться в обувь для улицы). Представьте образ самого себя, переобувающегося перед выходом, и добавьте в эту картинку что-нибудь яркое неожиданное, даже дурашливо-потешное из первого действия. Вот несколько примеров таких картинок:

  • вы вставляете ногу в ботинок, а у него неожиданно по бокам появляются колеса, и он, фырча, уезжает прямо из-под вашего носа;
  • вы берете ботинок, и из него сыплются ключи от машины, много разных ключей от автомобилей разных марок;
  • вы обуваетесь, но в это время ваша обувь начинает сопротивляться и, ковыляя, поспешно убегает от вас. Или вообще взымает в воздух и улетает, помахивая прозрачными крылышками.

Чем ярче и неожиданней будет образ (и чем он смешнее), тем больше у вас шансов вспомнить про ключи до того, как вы покинете дом.
5) Прием «Ассоциация на основе причинно-следственной связи» . Иногда, чтобы усваивать достаточно большой объем необходимого материала, достаточно разобраться в причинно-следственных отношениях и усваивать что-то одно: либо причины, либо следствия.
Это как раз тот случай, когда понимание существенно сужает объем информации, который требуется запомнить. Иными словами, логика приходит на помощь памяти. Например, если приходится прочитывать ряд статей при подготовке к экзамену, для начала просто запомните типовую структуру статьи:

  • проблема;
  • цель и задачи;
  • базовые опорные положения;
  • метод исследования;
  • результаты и выводы.

Любая информация намного легче усваивается и надежнее сохраняется в памяти, если понятна ее структура. Это как в песне или стихах, когда последующая строка всплывает по ассоциации с предыдущей. Далее, читая статью за статьей, не старайтесь запомнить полностью содержание, а сосредоточьтесь на структуре, проблеме и результатах. Все остальное достаточно легко вспомнится вами по аналогии.

С Викиум вы сможете научится онлайн быстрее запоминать информацию

5 приемов, как быстро запоминать информацию

Если вас интересует, как научиться быстро запоминать информацию, выберите себе из этих приемов один или несколько тех, которые именно вам покажутся подходящими. Все эти приемы предназначены для помощи в организации и использовании, так называемой, краткосрочной памяти, т.е. когда информация нужна нам лишь на определенное время – на день или всего лишь на несколько часов.

1) Прием «Красочная картинка» . Предположим, что на завтра вам предстоит насыщенный день, и важно не забыть ничего из запланированных на сегодня дел. Засыпая, вы говорите себе, что вам нужно сделать завтра следующее:

  • с утра выгулять собаку;
  • по пути на работу купить букет цветов;
  • на работе поздравить сотрудницу с днем рождения;
  • затем подписать документ у шефа;
  • вернуть книгу коллеге;
  • вечером по пути домой забрать из химчистки свой свитер.

Вы, конечно, можете внести все эти дела в свой ежедневник. А можно заранее продумать, что делать чтобы лучше запоминать порядок дел, и воспользоваться приемом «Красочная картинка».

Прежде, чем заснуть, представьте себе, как можно ярче, следующий образ: ваша собака, одетая в сданный в химчистку свитер, зажав в своей пасти букет цветов, одной лапой подает вашему шефу документ на подпись, а другой протягивает книгу вашему коллеге. Зафиксируйте эту картинку в своей памяти. Вам осталось сверяться с этим странным «списком дел на день» в течение следующего дня.

2) Прием «Группировка» . Предположим, вы идете в магазин и вам надо купить разные продукты. Вы можете заранее составить список нужных покупок и сверяться с ним по мере того, как вы продвигаетесь по торговому залу. А можно сгруппировать покупки по темам:

  • 5 овощей;
  • 1 хлеб;
  • 4 молочных продуктов;
  • 2 мясных.

И запоминать их в том порядке, в каком они появляются перед вами в супермаркете.

3) Прием «Аббревиатура» . Тот же список покупок можно запоминать, сложив из их начальных букв целое слово. Если список тот же, что и в предыдущем примере, то вы получите слово «хомомяс», вот по нему и можно будет ориентироваться в магазине.

Аббревиатуры помогают запоминать списки слов, например, список планет — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон – можно преобразовать в «мевезе-мюсунеп» и так запомнить.

4) Прием «Акростих» . Это похоже на аббревиатуру, только удобнее, потому что первые буквы списка слов, предназначенных для запоминания, становятся первыми буквами слов, из которых строится предложение. Впрочем, с этим приемом все знакомы с детства. Именно акростих «Каждый охотник…» помог нам запомнить цвета радуги и их последовательность.

5) Прием «Узелок на память» . Чтобы вспомнить утром о чем-то важном для вас, произведите с вечера какое-то действие, которое слегка нарушит ваш привычный алгоритм утреннего поведения. Например, если вам утром надо принять поливитамины, отодвиньте с вечера тостер в сторону с привычного места. Утром, увидев сдвинутый тостер, вы вспомните, что отодвинули его, чтобы напомнить себе об утреннем приеме очередной таблетки.

Теперь вы знаете 10 полезных приемов, которые вы можете использовать, решая задачу, как лучше запоминать информацию в обыденной жизни.

Хотя есть множество разных типов процессов, связанных с памятью, существует несколько основополагающих правил, которые могут облегчить усвоение новой информации.

Сосредоточение внимания

Один из основных факторов, определяющих наши знания, — на что мы направляем свое внимание. Вспомните, когда вы в последний раз были на вечеринке — такой, на которой гости, разговаривая друг с другом, образуют небольшие группы. Представьте себе, что вы стоите вместе с двумя своими знакомыми и разговариваете о погоде. Рядом с вами образовалось несколько других маленьких групп, участники которых ведут свои разговоры. Если кто-то, стоящий поблизости от вас, но разговаривающий не с вами, упомянет ваше имя или заговорит о чем-то, вас интересующем (например, «А вы слышали последние новости о Дебби и Стэнли?»), это обязательно привлечет ваше внимание. Однако, если тот же человек, стоя от вас на том же расстоянии и говоря тем же голосом, будет рассказывать о болезнях деревьев, вы, скорей всего, пропустите его слова мимо ушей, если только тема болезни деревьев не представляет для вас какого-то особого интереса. А что будет происходить в том разговоре, участником которого вы были до этого? Если вы ответите: «Ничего особенного», вы окажетесь правы. Когда вы переключаете свое внимание на более интересную для вас тему, вы перестаете следить за ходом предыдущего разговора. Если в этот момент человек, с которым вы начали беседовать, прервет свою речь и спросит: «А что вы думаете по этому поводу?», вы можете оказаться в неловком положении, поскольку нить разговора была вами потеряна.

Только что описанный феномен получил название ЭФФЕКТА ВЕЧЕРИНКИ. Многим людям он знаком по собственному опыту. Он указывает на несколько важных особенностей внимания:

1. Если вы не проявите внимания, вы не усвоите информацию. Давайте рассмотрим описанную ситуацию еще раз. Когда вы следили за разговором о погоде, вы не знали ничего или почти ничего о содержании бесед, которые велись вокруг вас. Когда вы переключили свое внимание на более интересный разговор, вы забыли о разговоре про погоду. Таким образом, внимание играет огромную роль при запоминании, поскольку именно оно определяет, что будет воспринято информационной системой человека.
2. Наша способность перерабатывать информацию имеет свои пределы. Мы не в состоянии следить одновременно за всеми разговорами, ведущимися вокруг нас.
3. То, на что человек направит свое внимание, зависит от его индивидуальности. Если бы вы не проявили интерес к «последним новостям о Дебби и Стэнли», восхищаясь вместо этого прекрасной погодой, вы бы не переключили свое внимание на другой разговор и смогли бы ответить на вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?» не только беспомощной улыбкой.

Если вы хотите узнать о памяти как можно больше, чтобы, используя полученные знания, развить собственную память, тогда вам придется направить свое внимание на... внимание. Многие люди жалуются на то, что они сразу же забывают имя человека, с которым их знакомят. Вероятнее всего, они не сосредоточивают свое внимание на имени человека в момент знакомства. Если информация не воспринята, она не отложится в памяти. Когда вы знакомитесь с кем-то, неплохо повторить вслух имя человека, чтобы удостовериться, что вы его правильно расслышали и что вы зафиксировали на нем свое внимание. Нужно выработать привычку контролировать свое внимание. Если ваши глаза перемещаются по строчкам текста, а ваши мысли направлены на что-то другое, вы должны сознавать, что не воспринимаете изучаемый материал, и необходимо направить повторные усилия на его усвоение.

ОТСЛЕЖИВАНИЕ СМЫСЛА

Понимание и память — понятия, тесно связанные друг с другом, так как возможности памяти увеличиваются, если воспринимаемый материал является значимым для вас, а информация, имеющая смысл, легче сохраняется в памяти, чем сведения, значение которых нам не ясно. Если вы находитесь на уроке в классе или изучаете учебный материал по книге, т.е. воспринимаете информацию, которая представлена в виде сложного прозаического текста и которую вам потребуется воспроизвести через какое-то время, вам следует проследить, много ли и что именно вы понимаете. Я советую вам делать паузу в конце каждого раздела и передавать своими словами, устно или письменно, то, о чем вы только что прочитали. Если вы не можете осмысленно подвести итог каждого раздела сразу же по его прочтении, тогда вы не сумеете сделать этого и потом. Вы должны понимать то, что вы изучаете, и принять меры, если смысл от вас все-таки ускользнул. Это хороший способ проверить, насколько вы были внимательны. Если вы закончили чтение раздела книги и не имеете ни малейшего понятия о только что прочитанном, вам следует вернуться к самому началу раздела и вникнуть в его содержание.

Учителя, занимавшиеся с вами в начальной школе, хорошо понимали ту роль, которую играет при запоминании значимость информации, когда советовали вам «вникать в прочитанное». Мы можем придать информации значение, проделав с ней некоторые операции. Например, изучая что-то, попробуйте соотнести это с уже вам известным. Свяжите изучаемую тему с конкретной ситуацией или обобщите полученную информацию своими словами. Цель этих действий — приложить собственные усилия к переработке материала.

Убедительным подтверждением правила, гласящего, что все, что способствует лучшему пониманию, способствует и развитию памяти, явился эксперимент, который поставили два психолога Брэнсфорд и Джонсон (BransfordJ. D. & Johnson, 1972), предложившие вниманию студентов колледжа следующий отрывок. Прочитайте его сами, а затем посмотрите, многое ли вы смогли запомнить.

*Порядок работы весьма прост. Сначала вы сортируете вещи на несколько стопок в зависимости от их особенностей. Разумеется, может, будет достаточно и одной стопки — все зависит от того, каков объем работы. Если вам нужно куда-то сходить ввиду отсутствия под рукой необходимых средств, то это будет следующим шагом, в противном случае вы можете приступать к работе. Важно не переусердствовать. То есть лучше обработать за один раз слишком мало вещей, чем слишком много. При небольшом объеме работ это предупреждение может показаться излишним, но если взять на себя слишком много, это легко может повлечь за собой ненужные осложнения. Ошибка может также привести к дополнительным денежным расходам. Правила работы с соответствующими механизмами должны быть четкими и ясными, и мы не будем здесь на них останавливаться. Поначалу вся процедура может показаться довольно сложной. Вскоре, однако, она станет неотъемлемой частью вашей жизни. Трудно представить, что в ближайшем будущем необходимость в выполнении этой работы отпадет, хотя кто знает...*

Вероятно, вы запомнили немногое из этого отрывка. Я также не уверена, что вы поняли, о чем идет речь. Я бы хотела, чтобы вы прочитали этот текст снова, на этот раз зная, что его заголовок: «Стирка белья». Теперь он должен запомниться лучше, потому что заголовок создает необходимые условия для его понимания. Когда текст предваряется какой-то информацией, читателю проще вникнуть в его содержание. ПРЕСУППОЗИЦИЯ — предварительная информация — играет роль проводника, помогающего изучающему представить себе, что его ждет впереди, и связать представленную информацию с другими темами.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ИЗУЧЕНИЯ

Попросту говоря, не надо ничего зазубривать наспех. Изучаемый материал скорее отложится в вашей памяти, если вы станете осваивать его в несколько приемов. Данное правило верно и в том случае, когда вы овладеваете каким-то моторным навыком, например, учитесь отбивать теннисный мяч ударом слева, и когда запоминаете, как выводятся химические формулы, и когда учитесь пользоваться новым техническим устройством. Распределите время, имеющееся у вас на ознакомление с учебным материалом, таким образом, чтобы извлечь из процесса изучения максимальную пользу. Если вы можете позволить себе потратить на подготовку к экзамену только 5 часов, разбейте это время на части и изучайте учебный материал в течение 3-4 дней, вместо того чтобы использовать все эти часы сразу. Разумеется, время, отводимое на каждое занятие, должно быть достаточно продолжительным, чтобы вы могли обобщить прочитанную информацию. Это время зависит от многих факторов, включая сложность осваиваемого материала, его объем и вашу способность концентрировать свое внимание.

УПОРЯДОЧЕНИЕ

«Наведи порядок у себя в комнате!» Думаю, что не найдется человека, который не слышал бы (или не произносил бы) этих слов. Фразу: «Ты ничего не найдешь в этом хаосе» можно отнести и к тому, как человек хранит в памяти воспринятую информацию. Хотя сравнение памяти с комнатой, в которой царит беспорядок, представляет из себя сильное упрощение, наведение порядка (организация) поможет не только быстрее найти парные носки, но и извлечь из памяти нужную информацию.

Я бы хотела пояснить эту мысль на примере с двумя списками слов. Просмотрите первый из них, задерживая свой взгляд на каждом слове приблизительно одну секунду, затем закройте его чем-нибудь и выпишите слова, которые вы сумели запомнить.

Девушка
Сердце
Дрозд
Фиолетовый
Палец
Флейта
Голубой
Орган
Мужчина
Ястреб
Зеленый
Легкие
Орел
Ребенок
Рояль

Теперь просмотрите второй список, прикройте его и выпишите все те слова, которые вы смогли запомнить.

Зеленый
Голубой
Фиолетовый
Мужчина
Девушка
Ребенок
Рояль
Флейта
Орган
Сердце
Легкие
Палец
Орел
Ястреб
Дрозд

Нет сомнений, что во втором случае вы запомнили больше слов, чем в первом. Может быть, вы и не заметили, что оба списка были идентичными, за исключением лишь одного: слова были представлены в них в разном порядке. Вы можете подумать, что во втором случае вы показали более высокий результат потому, что слова были вам уже знакомы. Все правильно. Дополнительное время, потраченное вами на изучение слов, могло частично повлиять на улучшение результата. Но основная причина вашего прогресса в том, что слова во втором перечне были расположены по категориям. Исследования показывают: если слова в каком-либо списке группируются по категориям, они запоминаются в два-три раза лучше, чем в том случае, когда они расположены произвольно (Bower & Clark, 1969). Если слова выстроены в случайном порядке, как в первом списке, они лучше вспоминаются в том случае, когда у человека достаточно времени, чтобы самому разбить их на категории (Bousfield, 1953).
Вы можете воспользоваться этим правилом, упорядочивая материал, который вам требуется изучить. Если вы знакомитесь с какой-нибудь классификационной системой при подготовке к занятиям по биологии или со свойствами металлов в курсе естественных наук, изучайте за один раз лишь какую-то одну категорию. Обращайте внимание на то, как группы соотносятся между собой, подмечайте сходства и различия внутри категорий и между ними. Систематизируйте изучаемый материал и связывайте между собой родственные объекты.

СОЗДАНИЕ КЛЮЧЕЙ ДЛЯ ПОИСКА В ПАМЯТИ

Возвомжно такое случалось и вами. Старательный студент, посвятивший массу времени подготовке к экзамену, обнаруживает, что он не может вспомнить правильный ответ, но стоит ему сдать экзаменационную работу, ответ сам собой возникает у него в голове. Или же стоит ему услышать ответ, он тут же понимает, что он его «знал», но не мог вспомнить, когда это было необходимо.

Подобная «забывчивость» может иметь весьма неприятные последствия. Знания, которые не удается воскресить в памяти, когда в этом возникает необходимость, называются пассивными. Психологам известно очень многое о забывании. Известен им и ряд приемов, позволяющих получить в нужный момент доступ к информации, которой вы «владеете». Мы знаем, что ваш подход к изучению какой-то информации очень сильно влияет на то, сможете ли вы ее вспомнить в случае необходимости.
Когда вы припоминаете что-то, ваши действия являются реакцией на некоторый ключ. Например, я вам говорю: «Назовите приемы, облегчающие запоминание». В данном случае слова «приемы, облегчающие запоминание» подсказывают вам, что нужно вспомнить. Когда вы изучаете что-то, вы должны одновременно обращать внимание на возможный ключ, который пригодится, когда понадобится вспомнить изученное. Старайтесь выявлять причинно-следственные связи. Задайтесь вопросом, каким образом только что воспринятая вами информация соотносится с другими концептами. То, о чем я сейчас говорю, лежит в основе принципа специфики кодирования, идея которого состоит в том, что материал проще вспомнить, пользуясь теми же ключами, которые использовались при его изучении.

Вы можете воспользоваться принципом специфики кодирования для развития своей памяти, создавая самые разные ключи в процессе изучения чего-либо. Таким образом вы сможете избежать проблем, связанных с пассивным знанием. Задавая себе вопросы «почему?», «когда?» и «как?» и развивая взаимосвязанные структуры знаний, где изучаемое связывается с уже известным, вы будете способны реагировать на большое количество ключей, облегчающих поиск. Изучение, способствующее углубленным знаниям, даст вам возможность получать непосредственный доступ к имеющейся у вас информации в ситуациях, когда она необходима. Обязательно сосредоточивайте свое внимание на ключах, которые скорее всего вам встретятся, когда вы будете что-то припоминать.

ПОВТОРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Когда вы прекращаете изучать материал? Если этот вопрос касается конкретного случая, например вашей подготовки к экзамену по литературе, тогда правильней всего будет ответить: когда вы знаете материал в совершенстве, изучив его в несколько приемов. Рассмотрим пример с ребенком, изучающим таблицу умножения. Наступает момент, когда он наконец заполняет все эти клеточки без ошибок. Если ребенок остановится на этом, выяснится, что, повторяя эту таблицу через какое-то время, он начнет ошибаться. Ребенок должен снова и снова изучать таблицу, так, чтобы мог повторить ее без ошибок много раз, причем между учебными занятиями должны проходить достаточно продолжительные промежутки времени. Тогда он непременно вспомнит правильный ответ, когда в этом будет необходимость.

УЧЕТ ПОБОЧНЫХ ФАКТОВ

Существует множество факторов, имеющих мало общего с процессом познания, но отражающихся на способности обучаться. Необходимо уметь распознавать эти факторы, с тем чтобы можно было их устранить. Допустим, вы пытаетесь изучить что-то (что угодно), но чувствуете себя усталым из-за недосыпания или из-за чрезмерной нагрузки (скажем, вы только что пробежали марафон). Ваша способность сосредоточиться, запомнить и сохранить информацию не может от этого не пострадать. Кроме того, на нее может неблагоприятным образом повлиять употребление вами лекарств, ваше излишне возбужденное или подавленное эмоциональное состояние («Я это никогда не выучу, а значит, завалю экзамен, и все посчитают меня тупицей, после чего мне придется всю оставшуюся жизнь торговать гамбургерами» и т.д.), недостаток времени на изучение материала, плохое знание основ изучаемого предмета и многие другие причины Мне бы не хотелось повторять слова вашей мамы, но все-таки: позаботьтесь о себе, правильно питайтесь, делайте физические упражнения, не экономьте на сне и обращайтесь за помощью к специалистам в случае проблем с вашим физическим и эмоциональным здоровьем. Нет смысла осваивать навыки мышления, если большую часть времени вы будете поддерживать свое здоровье с помощью лекарств или пребывать в состоянии перевозбуждения.

На протяжении всей жизни мы воспринимаем очень много информации, мы учим стихи, познаем новые языки, разбираемся в формулах и теоремах. А все благодаря чему? Благодаря нашей памяти! Мозг – это орган, который необходимо постоянно тренировать и развивать, тогда все, что Вы воспринимаете, будет надежно закреплено в памяти.

Так, существует несколько способов, которые расскажут, как лучше запоминать информацию, выучить большой объем в короткие сроки, научиться сохранять в памяти полученные сведения.

Зачем использовать методы запоминания?

Согласно словам экспертов, зубрение дат, фактов и любой другой информации ничего хорошего не принесет. Это не поможет никому стать умнее или выучить необходимые данные. Эти методы неэффективны, и они скорее будут мешать, нежели помогать нам. Именно поэтому ученные разработали более эффективные методики, благодаря которым можно «договориться» с памятью и получить хороший результат.

Можно научить свой мозг впитывать большой объем данных, как губка, всегда блистать умом и быть на высоте. При этом сама не будет напрягать и казаться сложной.

Что ж, рассмотрим несколько приемов, которые помогут запомнить большой объем информации:

Мультисенсорное восприятие

Каждая личность по-разному реагирует на раздражители, именно благодаря им мы можем научиться воспринимать разную информацию. Так, мы, раздражая сенсоры на коже, чувствуем холод и тепло, повреждая рецепторы языка, можем ощущать вкус. Соответственно, чем больше чувств при восприятии мы задействуем, тем лучше запоминается материал. Например, если Вам нужно запомнить названия экзотических птиц, то лучше всего не только читать их наименование, но и смотреть картинку, а в идеале – найти в Интернете пение или посмотреть видео. А если получиться ее потрогать, то забыть вряд ли когда получится.

Презентация на тему:"Законы памяти"

Связывание с предметами искусства

Благодаря тому, что подсознание отлично стимулируется разнообразными предметами и произведениями искусства, можно замечательно учить и запоминать необходимое. Это будет происходить в том случае, когда факт, дата будет связана или с музыкальным произведением, или скульптурой, или любым другим шедевром. Подсознание откроет специальный шлюз для того, чтобы запомнить эту информацию. Этому очень легко научиться.

Повторение перед и после сна

Недаром говорят, если положить книгу под подушку, то информация сама «просочится». У нас это происходит немного по-другому, но тем не менее. Если учить что-либо перед сном, можно усилить процесс запоминания, ведь когда мы спит, то наше подсознание синтезирует информацию. Соответственно, пока человек спит, мозг охотнее работает над запоминанием информации и сможет быстрее запомнить.

Эти методы весьма эффективны, работают с подсознанием. Но есть также методы, которые работают непосредственно с сознанием и памятью, тренируя их. Рассмотрим их ниже.

Десять приемов «Быстро запомнить все!»

  1. Записывайте мысли. Один не из самых приятных способов, так как предусматривает записывание негативных событий и мыслей на бумагу перед непосредственном изучении материала. Наше сознание очень сильно концентрируется на негативе, поэтому автоматически запоминает его. Если сразу после записывания маленьких негативных подробностей приступить к изучению, то материал лучше отложиться в памяти.
  2. Доверьтесь природе. Не зря многие студенты предпочитаются учить материал на свежем воздухе. Природа повышает функцию восприятия на 20%. Если у Вас нет возможности выехать на природу, то дайте мозгу отдохнуть и посмотрите на картинки красивой природы, и только потом приступайте к учениям. Это поможет учить большой объем информации за один раз.
  3. Говорите громче. Если Вам нужно выучить иностранные слова, то проговаривайте их внятно и громко. Громкость произнесения увеличивает на 10% запоминаемость информации при учении наизусть.
  4. Добавьте немного экспрессии. Как мы уже говорили, чем больше чувств задействовано, тем лучше мы запоминаем. Добавьте побольше эмоций, жестов, мимики, если хотите быстро научиться запоминать информацию, термины и иностранные слова. И учить станет интереснее!
  5. Используйте диктофон. Запишите то, что необходимо выучить, и включайте в транспорте, перед сном и на ночь. Вы будете спать, а мозг – запоминать. Количество информации при этом может быть неограниченно.
  6. Постоянно двигайтесь. Во время восприятия и учения информации наизусть двигайтесь. Наматывайте круги по комнате, ходите. Движение активизирует работу нашего мозга и Вы сможете лучше и быстрее учить и запомнить все.
  7. Смените картинку. Допустим, Вам нужно подготовиться быстро к двум докладам (за один вечер). Делайте это в разных помещениях. Таким образом, информация не будет перемешиваться при воссоздании.
  8. Записывайте первые буквы. Для того чтобы быстро и качественно запомнить любую информацию (например, песню). Запишите ее на бумаге, а потом выпишите только первые буквы, пытаясь вспомнить слово. Потренируйтесь вспоминать глядя на первые буквы, а потом уже и без этой «шпаргалки». Проверьте, песня намного лучше запоминается.
  9. Не пренебрегайте сном. Чем больше Вы будете спать после изучения материала, тем лучше удастся его запомнить.
  10. Занимайтесь спортом. Перед изучением материала активно позанимайтесь, тогда Вам под силу буде даже «Война и мир».

Мы рассмотрели, эффективные методы для запоминания той или иной информации, которые позволяют изучать большой объем материала, делать это качественно и быстро. Теперь осталась практика. Дерзайте, чем больше количество тренировок – тем лучше результат! И помните, всему возможно научиться.

Мнемотехники

Данные техники позволяют быстро учить наизусть полученную информацию и тренировать мозг, для повышения его работоспособности.

  1. Рифма. Такой метод заключается в иной интерпретации полученных данных.
  2. Создавайте фразы из первых букв полученных данных. Например, пришло письмо и первые строки гласят – Доброго дня. Возьмите первые три буквы «доб» и в произвольной форме создайте новое – день очень бодрый.
  3. Связка. Исходя из названия, можно понять, что речь идет о информармации сопряженной с яркой иллюстрацией. К примеру, те предметы, которые вы стремитесь запомнить на английском языке, можно связывать к действиями. К примеру, толстый кот – заменяем на – большого размера кот.
  4. Зацепки. Суть техники в замене цифр на предметы. Допустим, 0-бублик, 1-палочка, 2-гусь и т.п.
  5. Техника Цицерона. Заключается в представлении предметов для запоминания в знакомой обстановке. К примеру, чтобы запомнить слова-предметы на иностранном языке, нужно поместить их в свою спальню. При необходимости вспомнить то или иное слово – ассоциация идет со знакомой обстановкой. Такой подход позволяет учить новые слова наизусть, задействуя минимум усилий.

Мы не удивимся, что некоторые методы мнемотехнику окажутся вам знакомыми. Однако это целая наука, которая позволяет укрепить память.

  1. Вникните в прочитанное. Если есть сложность в запоминании материала, то часто этому причина непонимание прочитанного. Многим людям, чтобы запомнить данные, необходимо их понять. Здесь необходимо задействовать логику и ассоциации, которые останутся в памяти.
  2. Конспект. Не переставайте писать и желательно тезисно. Допустим, идет важное совещание и необходимо запомнить большой объем информации – пишите тезисы, т.е. выделяйте главное. Это позволит вам не упустить нюансов и владеть полной информацией.
  3. Структура. Если не любите писать, то эта техника вам точно подойдет. Прочтите информацию, вникните в нее и зарисуйте в виде схемы. Все просто – перед вами будут всегда маячки.
  4. Рисование. Пожалуй, самый распространенный метод запоминания. Как он проявится лично у вас – сложно сказать, т.к. все мы индивидуальности. Главное, чтобы рисунок соответствовал полученным данным.
  5. Слайд-шоу. Такие презентации являются действенным методом в сфере бизнесе. Для грамотной, интересной и эффектной подачи материала достаточно составить схему текста, используя интеллектуальные карты. Для этого существует множество онлайн-программ.

Отметим, что описать в одной статье все способы, которые позволят лучше воспринимать и запоминать информацию, довольно сложно. Поэтому, дадим простой совет – теория и практика – вот основа отличной памяти!

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!