В мире спорта - Информационный сайт

Как описать комфортное пребывание ребенка в доу. Создание психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении. Организация комфортных условий в доу для адаптации детей раннего возраста

Разработала

воспитатель

ГБДОУ №107

Куприянова

Анастасия Владимировна

Санкт-Петербург

2015

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в ДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?

В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей. Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.
Все это возможно реализовать только в условиях личностного подхода в образовании, когда абсолютной целью является человек, личность. Я считаю, что из всех показателей оценки детского сада главным следует считать самочувствие в ней дошкольника. Детский сад хорош, если в нем хорошо каждому ребенку.

С поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение в его жизни происходит ряд серьезных изменений: соблюдение режима дня, отсутствие близких, родных людей, постоянный контакт со сверстниками и т.д. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся раннее связей и быстрого образования новых.

Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всестороннее развитие личности ребенка.

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребенка спокойного и организованного поведения огромное значение имеют окружающая обстановка, четко налаженная жизнь детей и режим.

Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.

Первое и самое важное правило внимательных родителей – чтоб ребенку было хорошо. Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?

Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.

1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.

Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:

  • он спокоен;
  • весел и жизнерадостен;
  • активен;
  • охотно включается в детскую деятельность и общение;
  • свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
  • с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта могут быть:

  • ребенок малоактивен;
  • сторонится детей;
  • испытывает излишнюю робость;
  • тревожится в новых обстоятельствах;
  • в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.

Когда ребенок приходит в детский сад, он попадает в новые условия, встречает новых людей. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения и т.д. Всё это ведёт к изменению поведения и самочувствия ребёнка:

1. Изменяется эмоциональное состояние. Скопление новых, неизвестных воздействий в детском саду вызывает у ребёнка страх и другие отрицательные эмоции, иными словами стрессовое состояние:

  • У него возникают ориентировочные реакции (что можно, что нельзя) на новые условия проживания, обстановку, людей, правила поведения, режим и пр. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навыков. Например, в доме просился на горшок, а в детском саду отказывается.
  • На кору головного мозга ребёнка действуют отрицательные эмоции, и организм реагирует на это системой защиты – изменениями в гормональной системе: в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребёнок напряжён. В это время в зависимости от биологического темперамента дети ведут себя по-разному: становятся агрессивными, бурно плачут; сжимаются и сильно страдают.
  • Состояние эмоционального дискомфорта нередко ослабляет защитные силы организма, иммунную систему. Без видимых причин может повышаться температура. Поэтому очень часто на пятые-шестые сутки пребывания в детском саду ребёнок заболевает.

2. Нарушается аппетит ребёнка. В садике его может отказываться от пищи, а компенсировать чувство голода дома.

3. Нарушается сон. Ребёнок не спит не только в учреждении, но и дома в результате возбуждения нервной системы.
Всё это симптомы приспособления (адаптации) ребёнка к новым для него условиям жизни в детскому саду. Как правило, они носят временный характер.

В зависимости от того, как ребёнок подготовлен к детскому саду, адаптационный период может иметь как легкий, так и очень тяжёлый характер течения.
Для обеспечения комфортности воспитанников нашего детского сада организация их жизни и деятельности, с точки зрения нашего педагогического коллектива, должна учитывать потребности детей, прежде всего, в признании и общении, а также в познании, движении, проявлении активности и самостоятельности.
Каждый ребенок нуждается в признании, прежде всего детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться. И здесь особое значение имеет признание его как игрока по игре. Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания своего статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности. Наши воспитатели хорошо знают статус каждого ребенка в группе, используя наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности и создавая карту устойчивых отношений между ними.
Вторым важным фактором обеспечения комфортности ребенка для нас является общение ребенка со взрослыми. Главным условием построения этого общения мы считаем учет изменений потребности самого ребенка в таком общении на протяжении дошкольного возраста, а это диктует изменение форм общения от простого доброжелательного внимания в раннем возрасте, через сотрудничество и партнерство в среднем, к общению как источнику познания и, наконец, осознанию ребенком, в старшем дошкольном возрасте, взрослого – личностью, обладающей умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгим и добрым старшим другом.

Исходя из этого, вся воспитательно-образовательная работа нашего коллектива строится на диалогическом (а не монологическом) общении, реализующем как общую детскую потребность (в доброжелательности), так и возрастную. Так, при проведении занятий с детьми младшего возраста воспитатели опираются, прежде всего, на непосредственное общение с детьми.
С более старшими – позиция педагогов меняется: он выступает организатором детского обучающегося сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого.
По нашему глубокому убеждению - комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов и т.п. Это задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет его направленность на обогащение общего развития ребенка, а не на интенсификацию развития отдельных психических функций, связанных, прежде всего, с дальнейшим обучением в школе.

2. Условия для комфортного самочувствия ребенка в ДОУ.

Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

Во-первых, за сохранение , защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

Во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.

Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.

Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:

Они распространяются на всех детей группы без исключений;

Детям понятен их смысл и необходимость;

Они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я - концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.


Рекомендации для воспитателя. Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:

· принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;

· в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;

· быть затейником и участником детских игр и забав;

· в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;

· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

3.Основная цель воспитательно-образовательного процесса.

В оспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Ребенок, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. Целью которого является создание условий, способствующих «присвоению» общечеловеческой культуры. Однако основой успешности достижения цели является создание условий комфортного самочувствия ребенка в дошкольном учреждении, которое характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, активности в общении со взрослыми и сверстниками.

В современном дошкольном воспитании часто не осознаётся основная цель воспитательно-образовательного процесса. Какова же она?
На наш взгляд, это создание комфортных условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового.
Такая цель достигается благодаря специфически детским видам деятельности (игра, рисование, конструирование и др.), субъектами которых являются дети, а сами виды деятельности интересны и значимы для каждого из них. А также обеспечение комфортного самочувствия ребенка в детском саду и прежде всего душевного комфорта, проявляющемся во внутреннем спокойствии, отсутствии разлада с самим собой и окружающим миром. Комфортное самочувствие ребенка как психологическая категория, на мой взгляд, должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования.

Создать условия для:

  • Непрерывной системы деятельности детей в едином пространстве семьи и ДОУ;
  • Максимального обеспечения развития творческого потенциала детей на основе формирования психо-эмоционального благополучия;
  • Социально-ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа родителей.

педагогический коллектив основными целями своей работы видит:

1. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Обеспечивая комфортное самочувствие ребенка в стенах образовательного учреждения – мы обеспечиваем ему счастливое детство.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых.

Сегодня в качестве основных приоритетов выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.

4. Роль психолога в осуществлении индивидуального подхода к детям.

Одна из важнейших задач педагогов – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям: ведь проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Конечно, воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, - застенчивых, робких, неуспешных, одиноких.

Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой «диагноз» и предложить соответствующий «рецепт». Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель должны вырабатывать в каждом конкретном случае совместно. Это тем более необходимо, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Неадекватное отношение воспитателя к ребенку, в свою очередь, возникает как следствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка. Поэтому зачастую углубленная и систематическая работа с воспитателем позволяет изменить его педагогические установки не только по отношению к отдельным детям, но даже к группе в целом.

Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь приближение их жизни в группах к домашней обстановке и налаживание более тесной связи с семьей. Следует всячески поощрять посещение детского сада родителями в любое время, их присутствие на занятиях, участие в играх, прогулках. Хорошо, если в саду систематически отмечаются дни рождения детей, когда каждый ребенок приносит маленький подарок «имениннику», а сам «именинник» и его родители угощают детей печеньем, конфетами и т.п. Поскольку не все родители в достаточной мере подготовлены к участию в таком общении, в сложных случаях психолог может выступить в качестве посредника с тем, чтобы установить более тесный контакт родителей с педагогом и детьми.

Выбирая детский сад, родители хотят быть уверенными, что ребенку в нем комфортно и слышать, что ребенок с желанием туда идет. Именно комфорт и заинтересованность ребенка играют здесь решающую роль.

Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, – ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.
В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую мы осуществляем через:

  1. организацию адаптационной группы;
  2. создание комфортных условий организации режимных моментов;
  3. осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
  4. осуществление учёта индивидуальных особенностей;

В наш детский сад пришли работать только люди по-настоящему любящие детей, знающие как их правильно воспитывать и развивать. Педагоги учитывают тип личности ребенка, его настроение и самочувствие. Они учат малышей дружить, уважать взрослых и детей. Каждый ребенок в нашем детском саду ощущает себя настоящей личностью, которую всегда выслушают и оценят.

Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это эмоциональная и осмысленная деятельность: игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов, которая направлена на обогащение общего детского развития, а не на интенсификацию развития отдельных функций ребенка, связанных с дальнейшим обучением в школе.
Основная задача взрослого в дошкольном возрасте – привить ребенку радость творческих открытий. Ему остается только разглядеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть к дальнейшим творческим поискам. Уважающий себя воспитатель должен быть компетентным в глазах детей, быть интересным для них, вместе осваивать новые оригинальные способы художественной деятельности, экспериментировать, конструировать и т.п. Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: предмете, событии, явлении. Такая цепочка наших взаимоотношений с детьми может сильно помочь, во-первых, нам в собственном становлении личности человека-педагога и, во-вторых, откроет детям их человеческий потенциал: кладезь творчества, неведомых мыслей, небывалых решений, непознанного жизнелюбия.

Важным направлением работы дошкольных учреждений является создание условий для комфортного самочувствия ребенка . Организация жизни детей с точки зрения обеспечения их комфортности должна учитывать их потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, самовыражении.

Сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их "пригибание под нормы". Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное "воздействие" практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью. Было бы утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания, но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает влиятельность неформального лидера.

Достигая цель воспитательной работы с детьми, решаются следующие задачи :

Внимательно и бережно относясь к детям, поддерживать и обеспечивать становление личности через участие в деятельности детской общественной организации;

Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения через участие в различных конкурсах;

Способствовать полноценному развитию личности через участие в творческой деятельности;

Создавать условия для формирования благоприятной среды развития.

Таким образом, содержанием воспитательной деятельности является:

Изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самовоспитания;

Организация активной и творческой жизнедеятельности детей;

Педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

В рамках концепции воспитательная работа строится по следующим направлениям:

Спортивно – оздоровительное (формирование здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности);

Работа с семьей (оказание педагогической и психологической помощи родителям).

Я считаю наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я-концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.
В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.
В решении проблемы сохранения и развития системы дошкольного образования должно сыграть свою роль создание новых форм, таких, например, как консультативный пункт, целью работы которого является обеспечение равного доступа всех детей дошкольного возраста к образовательным услугам. Основной контингент консультационного пункта – семьи, имеющие детей, не посещающих ДОУ. КП является интерактивной формой работы в детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся в КП, открываются неожиданные возможности, которых они были раньше лишены: получения консультативной помощи и психологической поддержки, возможностей для раннего развития и социализации ребенка. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, диалога и взаимодействия, родителям оказывается действенная помощь с учетом интересов конкретной семьи, их опыта воспитания и индивидуальных особенностей ребенка.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний. Педагог должен использовать все многообразие форм работы с детьми для решения педагогических задач.

6.Создание психологического комфорта.

Эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Для поддержания физического здоровья детей необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности, воспитывать потребность в освоении способов сохранения здоровья, прививать навыки самообслуживания.

Ведущими элементами эмоционально – эстетической мини – среды являются схемы эмоций, движений рук, поз; персонажи знакомых сказок и мультфильмов, мимические шарики, куклы – образы, иллюстрации и картинки с изображением детей, выполняющих различные режимные моменты с четким прорисовыванием эмоций; подборка различных по характеру, жанру музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Цветовой параметр используется для создания в группе психологического комфорта, стимуляции познавательной и двигательной активности. С помощью цвета можно улучшить качество как совместной (ребенок – взрослый, ребенок – ребенок), так и индивидуальной деятельности. Цвет является не только композиционным средством создания эмоционально комфортного пространства, но и средством информации, обеспечения безопасности при выполнении упражнений. В групповых комнатах основным является голубой цвет, который в сочетании с другими цветами позволяет при длительном пребывании в помещении не снижать двигательную активность, обеспечивает эмоциональный комфорт. Таким образом созданная пространственно – предметная среда обеспечивает условия для самостоятельной двигательной активности ребенка, выступает средством воспитания у него потребности в здоровом образе жизни.

Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДУ.
Созданная у нас предметно-развивающая, ландшафтная среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них.
Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и тёплым, непохожим на другие. И поэтому сотрудники детского сада стремятся привнести в интерьер элементы домашней обстановки, также внести новые веяния оформления (барные стойки, торшеры, холодильники и т.д.).
При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада. В рамках воспитательной модели используются такие формы работы с родителями, как совместные прогулки, спортивные развлечения и т.д. В острый период адаптации (около двух недель) ребенок может посещать детский сад вместе с мамой, что позволит сохранить его психоэмоциональное благополучие.

Понимая это, наш педагогический коллектив нацеливает все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из направлений является создание для детей комфортного психологического климата.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые - родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада стараются каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых у нас строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели стараются увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

С весны до поздней осени радуют глаз цветы на оригинальных цветниках, ухоженные газоны. Многообразие кустов и кустарников, деревьев создаёт неповторимый колорит. Вместе с детьми создаём эту неповторимую красоту, ухаживаем и бережно относимся к ней, каждый год стремимся её приумножить.
Когда мы попадаем в группы детского сада, заметна неповторимость стиля каждой групповой, спальной комнаты, раздевалки. Каждая группа имеет свое название и педагоги вместе с детьми и родителями создают своими руками необыкновенные уголки. Дети очень ценят работы, сделанные своими руками, дорожат ими и очень часто приходят в детский сад со своими идеями и предложениями от которых наши педагоги никогда не отказываются. При оформлении стараемся учитывать индивидуальные особенности детей (более "спокойные" тона там, где есть гиперактивные дети), также эмоциональные состояния. Любому человеку свойственно в некоторые моменты своей жизни испытывать определённые психологические состояния. Поэтому у нас в группах созданы уголки уединения. Это место для фантазий: отлежался, отсиделся, поиграл в спокойную игру, успокоился – можно выходить и снова включаться в общую суету. Педагоги формируют у детей умение определять эмоциональное состояние своё и других людей. Для этого используются такие пособия:
- коврик эмоций в кабинете психолога;
- экраны настроения, которые помогают заметить отклонения в эмоциональном состоянии и обеспечить эмоциональный комфорт в группе детей. Все они разные по стилю, оформлению и содержанию.

Родители и педагоги детского сада – единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Основное направление деятельности психолога – создание оптимальных условий для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. В рамках этого направления я осуществляю следующую деятельность:

  1. оптимизирую процесс адаптации через наглядную профилактику и психологическое просвещение;
  2. провожу коррекционно-развивающие занятия, тренинги общения;
  3. использую методы релаксации, APT- терапии;
  4. осуществляю диагностическую работу, направленную на изучение комфортности пребывания в детском саду.

Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровье сберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт. Наш детский очень уютный и красивый, в нем созданы домашняя обстановка, уют и дети с удовольствием приходят с утра и не хотят покидать его вечером.

Детский сад должен предоставить ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения. Визуальные характеристики ДОУ, то есть то, что ребенок видит вокруг себя,- важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Все (взрослые) и всё, что окружает ребенка, должно развивать и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.


Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

Вашему вниманию предлагается информация об условиях пребывания ребенка в детском саду.

Памятка для родителей

Детский сад работает 5 дней в неделю с 7.00 до 19.00 (С 17.30 до 19.00 – работа дежурной группы) Выходными днями являются суббота, воскресенье и общегосударственные и праздничные дни. Прием детей с 7.00 до 8.00 (если нет заявления, разрешающего приводить позже в период адаптации).

Помните: своевременный приход и уход ребенка - необходимое условие правильной реализации воспитательно-образовательного процесса.
О невозможности прихода ребенка в детский сад по болезни или другой уважительной причине необходимо обязательно сообщить в ДОУ.

Ребенок, не посещающий детский сад более трех дней, должен иметь справку от врача, при возвращении после более длительного отсутствия предоставляется справка о состоянии здоровья ребенка и контактах за последний 21 день; после отсутствия в летний период - справка о контактах, обследовании на гельминты.
Необходимо заранее сообщать о дне выхода ребенка в ДОУ после длительного отсутствия.

Порядок взимания платы за содержание ребенка

Плата за содержание ребенка вносится в Банке России по выписанной ДОУ квитанции за месяц вперед, не позднее 10 числа каждого месяца (согласно Устава). Если деньги не уплачены, ребенок подлежит отчислению в соответствии с условием Родительского договора.
Перерасчет оплаченной квитанции за дни, в которые ребенок не посещал ДОУ, производится в следующем месяце.
Родители обязаны отчитаться об оплате перед воспитателем в течение трех дней, представив оплаченную квитанцию, при болезни или отсутствии ребенка в ДОУ родители обязаны прийти за квитанцией, оплатить в указанные сроки и сообщить об этом.

Требования к внешнему виду и одежде детей

Что свидетельствует об ухоженности ребенка:

·опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;

·умытое лицо;

·чистые нос, руки, подстриженные ногти;

·подстриженные и тщательно расчесанные волосы;

·отсутствие налета на зубах;

·чистое нижнее белье;

·опрятные половые органы и чистый анус;

·наличие достаточного количества носовых платков.

Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:

♦ не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам - шорты, трусики, колготки, носочки; девочкам - колготки, трусики, в теплое время - носки и гольфы);
♦ пижама для сна;
♦ два пакета для хранения чистого и использованного белья;
♦ промаркировать белье, одежду и прочие вещи.

Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки.

В соответствии с условиями Родительского договора родители обязаны:

♦ посещать общие и групповые родительские собрания;
♦ участвовать в педагогической и хозяйственной жизни ДОУ;
♦ участвовать в субботниках;
♦ внимательно относиться к поручениям воспитателей и администрации ДОУ.

О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

Ребенок должен уметь:

♦ в 2 года:
-есть аккуратно, не обливаясь;
- при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
-самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
-знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
- пользоваться носовым платком (при напоминании);
- контролировать физиологические потребности;

♦ в 2 года и 6 месяцев:
- одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
- расстегивать и застегивать одну - две пуговицы;

♦ в 3 года:
- одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
- складывать свою одежду перед сном;
- застегивать несколько пуговиц, завязывать шнурки;
- знать назначение многих предметов и их местонахождение;
- выполнять поручения из 2-3 действий («отнеси», «поставь», «принеси»);
- уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
-замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
- регулировать свои физиологические потребности;
- вытирать обувь при входе в квартиру;
- аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
- не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
- говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Примерный режим дня детского сада

7.00 - 8.00 - прием детей.
8.00 - 9.00 – гимнастики, умывание, завтрак
9.00 - 10.00 – игровая образовательная деятельность
10.00 - 10.10 - второй завтрак
10.10 - 12.00 - прогулка
12.00 - 12.30 - обед.
12.30 - 15.00 - постепенное укладывание, сон.
15.00 - 15.20 - постепенный подъем, гимнастика, водные процедуры.
15.20 - 16.20 – игра, досуг, чтение х/литературы
16.20 – 16.40 - ужин
16.40 - 19.00 – прогулка, игры, уход детей домой.

И действительно, нельзя не отметить, что в последние годы увеличилось число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром, влияет на показатели их физического здоровья.

Организованная педагогическая работа в этом направлении с момента поступления ребёнка в детский сад может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и благоприятно отразиться на состоянии физического и психологического здоровья детей.

В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей с которыми приходиться налаживать взаимоотношения. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта, благополучия ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Составляющие эмоционального благополучия.

1. Для маленького ребенка очень важно чувствовать безопасность окружающего его быта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для детей так важны режимные моменты.

Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

2. Ребенок с раннего возраста как «губка» впитывает в себя эмоционально-нравственный опыт семьи: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности, которые, впоследствии, переносит на отношения с окружающими его детьми и взрослыми.

Важно, чтобы и в семье, и в дошкольном учреждении требования были одинаково посильными для ребенка, согласованными между родителями и педагогами.

3. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием его развития. Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определенные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить».

4. Начиная с 4-х летнего возраста, сверстник становиться более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Общение со сверстниками способствует развитию таких личностных качеств, как инициатива, независимость, позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосознания, развитию эмоций.

5. Психическое и физическое здоровье включает в себя благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, а также нервно-психическом состоянии детей.

Важнейшим фактором, влияющим на эмоциональное состояние ребенка, является правильно организованная работа воспитателя. Для организации такой работы важно, чтобы уже на уровне осознания воспитатель был сориентирован не столько на создание предметно-развивающей среды, но и эмоционально-развивающей среды в группе, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Эмоционально - развивающая среда включает в себя следующие компоненты:

Первым компонентом является взаимодействие педагога с детьми. Значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога, а также его речь. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

Контакт глаз . Общаясь с детьми, воспитатель организует контакт с ними «на уровне глаз». Он садиться на маленький стул, наклоняется к нему, располагается вместе с детьми на ковре, на диване.

Это прямой взгляд в глаза другому человеку.

Ребенку необходим глазной контакт с родителями и другими людьми для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными.

(Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка).

Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

Физический контакт - прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п.

В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

Пристальное внимание - жизненно важная потребность каждого ребенка.

Ребенок должен чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент.

Не получая достаточно пристального внимания, ребенок испытывает беспокойство: он мало что значит, все на свете важнее его. В результате ребенок не чувствует себя в безопасности, нарушается его психическое и эмоциональное развитие. Такой ребенок более замкнут, ему труднее общаться со сверстниками.

Вторым, основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы - наличие специально-организованных зон:

  1. Уголок приветствия

Цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочению детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия.

Для этого можно использовать:

  • Стенд «Здравствуй, я пришел!» с фото детей (приходя в д/с ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своём присутствии в группе)
  • Стенд «Моё настроение» (дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня);
  1. Уголок достижений.

Цель: повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.

  • «Цветок успехов»
  • «Звезда недели»: в середине большой звезды - фото, на концах звезды записывается информация о ребенке, которой он гордится.
  • «Копилка добрых дел», «Дерево добрых дел» панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок, дело (в конце недели дети поощряются).
  1. Уголок гнева.

Цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободится от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

  • «Коврик злости» - резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;
  • «Коробочка гнева и раздражения» - это может быть любая коробка, куда ребенок может выбросить свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету)
  • «Подушка - колотушка», «Мешочек для крика», «Ковёр дружбы».
  • для малышей - "домотека" , в специально отведенном пространстве группы де-ти размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или дру-гие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает про-блему адаптации и преодоления неред-ко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микрокли-мата;

При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.

Третьим компонентом является стабильность окружающей среды , способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.

Известно, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является . Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии или уроке дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.

Известный русский физиолог И.П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Вред недостаточной двигательной нагрузки давно известен.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные закаливающие процедуры.

Четвертая, заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды - это эмоционально-активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми. Она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника.

В игре активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Приведем несколько игр, способствующих оптимизации эмоционально-чувственной сферы ребенка:

1. Игры с детьми на накопление эмоций. Цель данной игры - создавать положительный эмоциональный настрой для каждого ребенка в группе детей.

2. Игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Цель: вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми.

3. Игры на преодоление негативных эмоций. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов.

4. Игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию. Цель: снять эмоциональное и мышечное напряжение, расслабиться.

5. Игры на развитие эмпатии у детей. Цель: развивать у детей умения понимать чувства и состояния других людей, развивать способность сопереживать, сочувствовать.

6.Эмоциональные паузы.

Развитию эмоционального благополучия детей способствует проведение психогимнастических упражнений. Это условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками. Психогимнастика, по мнению Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой, представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики. Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Эффективно воздействуют на психическое состояние детей проведения лечебно-профилактических мероприятий (водные закаливающие процедуры), психотренингов, релаксационных пауз, снимающих напряжение и стресс. Так же в своей работе можно применять элементы арт-терапии, арт-терапия - это способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства. К ней относится: цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия,

Цветотерапия - метод психологической коррекции при помощи цвета. Цветотерапия, несомненно, способствует:

  • улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
  • стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
  • приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Совместно с родителями и детьми выбирается определенный цвет. Выбранному цвету посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры. В группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески). Например «Сегодня день солнца! Солнце у нас желтого цвета»

Сказкотерапия может использоваться при работе с детьми дошкольного возраста, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды. Выполняются следующие условия:

При чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо педагога, наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами. Нельзя допускать затянувшихся пауз.

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух.

Музыкотерапия - одно из направлений арт-терапии, помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики, ее мы проводим под ритмичную музыку. У детей создается позитивный настрой. С целью формирования оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения дошкольников, гармонизации их внутреннего мира, умение радоваться жизни в детском саду совместно с музыкальным руководителем была специально отобрана музыка для сеансов практической музыкотерапии.

Сеанс "Доброго сна" - где собраны колыбельные в исполнении Виктора Непомнящего, Ирины Горбатюк. Колыбельная - это музыка с медленным темпом и четким ритмом. Гиперактивным детям этот сеанс успокаивает нервную систему.

Сеанс "добра" - это сеанс содержит музыкальные композиции из старых добрых мультфильмов, музыкально-литературные композиции по сказками, где звучат голоса сказочных персонажей, песни.

Сеанс "Наши друзья" - подборка песен о наших маленьких друзей - животных и насекомых: "В траве сидел кузнечик", "Два веселых гуся".

Сеанс "Улыбки". В этом сеансе собраны веселые, яркие, мажорные песни. Эти песни создают позитивное настроение, придают ощущение радости, веру в добро.

Также для снятия эмоционального напряжения можно использовать Сухой бассейн с шариками. Ребенок, играя и весело проводя время в сухом бассейне, получает много полезного для здоровья. Конечно, это массаж. Причем, мягкий массаж происходит во время игр с шариками практически на всей поверхности тела ребенка. Шарики специально разрабатываются определенного диаметра, чтобы массажный и другие эффекты были максимальными.

Игры в сухом бассейне положительно влияют на систему кровообращения и дыхания ребенка. Одновременно улучшается координация движения, происходит профилактика плоскостопия. Очень важный момент - это снятие эмоционального напряжения. Лежа в сухом бассейне, ребенок расслабляется.

Но для достижения должного результата должны быть созданы соответствующие условия, при которых ребенок становится субъектом этой деятельности.

Создание психологического комфорта в группах детского сада

1. Проблемы психологического здоровья на современном этапе.

Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы - обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

В последнее время педагогам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом. Короче, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Здоровье психологическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства. Можно сказать, что "собственно человеческое в человеке " - это всегда другой человек. Взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития.

Однако на некоторых детей тень "порчи" падает с рождением. О них мы говорим "дети с особенностями развития". Чтобы "расколдовать " ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий Другой.

Специалистам известно широко употребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение - "значимый взрослый ". В логике наших рассуждений появляется необходимость наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый - это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...

Поэтому целью практической психологической работы с детьми в ДОУ является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием, средством достижения этого здоровья.

Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Разграничение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»- относится к личности в целом.

Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно, наличие определенных личностных характеристик. И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов, идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Мы для себя в своей практике выделяем несколько уровней психологического здоровья ребенка, они достаточно условны, однако необходимы нам для организации практической работы с детьми.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Этот идеальный образ ребенка редко встречается в практике работы МДОУ, выражает совершенную степень психологического здоровья.

Ко второму адаптивному уровню мы относим большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.

К третьему низкому уровню психологического здоровья, дети либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Зависимость от среды: не они управляют средой, а среда управляет ими.

Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшеего развития.

Детям второй группы необходима, целенаправленная, психопрофилактическая помощь, с использованием групповой работы.

Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.

Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.

Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья ребенка мы должны знать его особенности. Необходимо иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в ДОУ систематически отслеживается психолого- педагогический статус ребенка и динамика его психического развития.

Во вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс мы строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в наше образовательное учреждение.

В третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.

2. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, взрослые можем предоставить им. Это: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры и психологический комфорт.

Рассмотрим последний фактор - это значение психологического комфорта для здоровья ребенка.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи и климатом в группе детского сада, и зависит от характера взаимоотношений со взрослыми.

Психологический климат внутри группы можно определить как характерный для той или иной группы более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием коммуникации с ребенком.

Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым не возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Разновозрастность групп;

Загруженность воспитателя в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация у ребенка;

Дети с особыми образовательными потребностями.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и агрессивный.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада.

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы,

Доступные и интересные для самого ребенка;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

3. Стили педагогического общения как благоприятный фактор психологической комфортности в группе.

От стиля отношения воспитателей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функции. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия.

Демократический стиль.

Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявления уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Такой педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», воспитатель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добивая от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.

Либеральный стиль

Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к ним.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; проявляют безразличие к жизни ребенка.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что педагог проявляет так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей.

Заключение.

Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психологическое здоровье детей.

Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на принятии ребенка, на педагогическом оптимизме и доверии, на эмпатии, уважении его личности.

Знания не только о закономерностях формирования личности ребенка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой позволят педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания.

Консультация для педагогов

«Создание условий для комфортного самочувствия современного ребенка в детском саду»

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет, сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Новая среда предъявляет к ребенку особые требования, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

Поступление в ДОУ связано с включением ребенка в группу сверстников, каждый из которых наделен своими индивидуальными чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

В сегодняшнем нестабильном мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, детский сад должен обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки в детском саду возможно развитие личности.
Что мы понимаем под выражением «комфортные условия »?

В этимологическом словаре Н.М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С.И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач детского сада является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей путем внедрения эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей. Детский сад должен помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения; предоставить возможность приспособления к социальной среде обитания.
Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет. В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей.

Ребенок в детском саду. Непростая тема. Первое, о чем задумываются родители – хорошо ли ему там, не обижают ли, не обделили ли ненароком.

Конечно, лучше чем с мамой малыш не будет чувствовать себя ни в чьей компании, но решение принято, ваше чадо обретает второй дом, другие люди должны стать ему близкими. И вот вопрос, станут ли воспитатели достаточно близкими для вашего малыша? Можно выбрать самый лучший с точки зрения родителей садик, самых аккуратных педагогов. Но сложатся ли теплые доверительные отношения с ними конкретного ребенка?

Проводя в детском саду большую часть дня, малыш воспринимает его как второй дом. Очень важно, чтоб и во втором доме ему было спокойно и комфортно. Не стоит оставаться безучастными к проблемам ребенка, любые разногласия требуют вмешательства и разрешения, ведь речь идет о здоровье и благополучии вашего малыша.

1. Влияние поступления в детский сад на поведение и самочувствие ребёнка.

Комфортное состояние ребенка определяется его поведением, которое характеризуется следующими признаками:

  • он спокоен;
  • весел и жизнерадостен;
  • активен;
  • охотно включается в детскую деятельность и общение;
  • свободен и инициативен в контакте со взрослыми;
  • с удовольствием посещает детский сад.

Показателями дискомфорта могут быть:

  • ребенок малоактивен;
  • сторонится детей;
  • испытывает излишнюю робость;
  • тревожится в новых обстоятельствах;
  • в детский сад ходит без желания, скорее по привычке.

2. Условия для комфортного самочувствия ребенка в ДОУ.

Основой успешности достижения дальнейшего развития ребенка является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия, пребывания его в образовательном учреждении, т.е. речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром, т.е. мы ответственны:

Во-первых, за сохранение , защиту эмоционально-позитивности, благополучности, ценности мира детства;

Во-вторых, за обеспечение творческого развития индивидуальности ребенка, не ранимое взаимодействие субкультуры ребенка с миром взрослого.

Главная задача – творческое, развивающее, индивидуально-ориентированное, интеллектуальное и практическое обогащение мира детства.

Результат – счастливое детство, комфортность, успешность, адаптация к социуму.

Количество и разнообразие игровых материалов влечет детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования.

Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы.

Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других.

Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если:

Они распространяются на всех детей группы без исключений;

Детям понятен их смысл и необходимость;

Они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Наиболее важным психолого-педагогическим показателем качества дошкольного образования обеспечение комфортного самочувствия ребенка в ДОУ, которое характеризуется эмоциональным благополучием, позитивной Я - концепцией, благополучием и успешностью в сфере общения и взаимоотношений, успешностью в сфере деятельности.

В обеспечении комфортности ребенка в ДОУ многое зависит от психологической позиции педагога, которая должна состоять в позитивной оценке личности и деятельности детей, положительном предвосхищении действий ребенка, оценке поступков, а не личности воспитанника, позитивных невербальных проявлениях.
Чтобы создать психологический комфорт для детей в ДОУ, необходимо обеспечить личностно-ориентированный подход к дошкольникам; сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей; активное развитие всех видов деятельности ребенка при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; развитие навыков коммуникации детей; широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); активную деятельность педагога-психолога и других специалистов.

Для создания психологически комфортного пребывания ребенка в саду необходимо:

· принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и плохие родители;

· в профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком;

· быть затейником и участником детских игр и забав;

· в затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него;

· привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.