В мире спорта - Информационный сайт

Различать цвета и начинать такие. Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации. Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета

«Мой малыш не различает цвета, что делать?» - «Дочка считает, что все вокруг зеленого цвета», «До 3-х лет мой мальчик постоянно путал цвета», «нам уже три года, а сын до сих пор не различает цвета, не дальтоник ли он?»

С какого возраста ребенок может различать и называть цвет

Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту различать цвета?

Все дети с раннего детства замечают и видят, что цвета не одинаковые, Но запоминать названия цветов, то есть слова, которыми они обозначаются, дети учатся уже после того, как научились говорить. А полностью различать и называть цвета – после достижения определенного уровня интеллектуального развития. Распознавание цветов и оттенков - относится к сфере лингвистики, поэтому учить ребенка узнавать цвета можно с раннего младенчества. Но малыш запомнит названия цветов и сможет их называть только тогда, когда сформируется речь.

Беспокойство родителей можно понять – но для начала следует запомнить один очень важный постулат: ваш ребенок уникален. Он не должен и не обязан к определенному сроку знать и уметь по таблице или по расписанию: ходить, четко говорить, знать цвета, буквы, цифры и так далее. Все развивается по-разному, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Задумайтесь – разве вы видели взрослого человека, который вообще не знает цвет, буквы, цифры и т.п.? Но это не означает, что малыша не следует учить различать цвета – учить обязательно нужно , и чем раньше, тем легче ему будет запомнить и усвоить информацию: ведь в раннем возрасте мозг работает быстрее, а вся информация как бы накапливается, и по мере взросления ребенок учится ей пользоваться и применять.

К какому возрасту ребенок должен узнавать и называть цвета?

В два года ребёнок имеет полное право вообще не говорить, точно не должен различать цвета и сортировать предметы по размеру. Если с младенчества с малышом занимались, к 3-м годам он может уже называть основные цвета, узнавать их, отделять от других, но абсолютная норма в том, что в три года ребенок может ошибаться и путаться в названиях цветов.

Специалисты утверждают, что диагностировать ребенка по поводу нарушений цветовосприятия можно, как правило, в 7 лет, до этого времени ребенок может не понимать понятия «цвет» и имеет на это полное право. Если родители ребенка имеют нормальное цветоощущение, то, согласно законам классической генетики, исключен.Теоретически существует вероятность, что вы являетесь носителем гена дальтонизма. В таком случае у Ваших сыновей есть 50%-ная вероятность родиться дальтониками, девочки дальтонизмом не страдают. Но даже в случае наличия данного заболевания, это еще не приговор – дальтонизм бывает разной степени, например, ребенок может не различать всего один цвет.

Почему малыш может не различать цвета?

  • Поздно начали учить (ребенок не сможет сам запомнить цвета, если его не учить).
  • У каждого ребенка свой темп познания мира, многие дети сначала накапливают информацию, а через некоторое время она прорывается наружу, и выясняется, что малыш все знал – просто молчал.
  • Малыш может вредничать, потому что ему нравится ваша реакция – когда он говорит неправильно, и специально путать цвета.

Когда следует беспокоиться по поводу того, что малыш не может различить цвет?

Если вашему ребенку больше 5-ти лет и он совсем не различает цвета. Только начиная с 7-ми лет можно провести диагностику распознавания цветов по полихроматическим таблицам.

Как научить ребенка узнавать цвета или как научить ребенка правильно называть цвета

Дети быстрее учатся в коллективе, на развивающих занятиях например, в детском клубе или детском развивающем центре. Не следует спрашивать ребенка: какой это цвет – может привести к тому, что малыш будет бояться ошибиться и разовьется неуверенность в себе. Не стоит целенаправленно учить, как в школе, узнавать цвета, лучше упоминать их между делом, во время игры или рисования.

Правила обучения цветам ребенка

Начните с акцентирование внимания на цвете предметов, затем перейдите к сортировка предметов по цвету. Малыш не сможет выучить цвета, если вы просто будете называть что какого цвета, необходимо дать ему понять, что существуют разные цвета. После того, как ребенок освоит основные цвета, можно сортировать цвета на теплые и холодные.

  • Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.
  • Привязывайте цвета к предметам;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим)
  • Учите нецеленаправленно, а между делом и в игровой форме.
  • Учитывайте возраст ребенка, характер (есть дети, которые медленно усваивают информацию, зато запомнив в спокойной обстановке один раз, уже никогда не забывают, другим – достаточно повторить один раз, и они все запоминают, но только в подвижной игровой форме и т.п.)

Учим различать и называть цвета

До года – игровая форма

Начиная с рождения, малыш уже видит, что цвета разные. Вначале он различает желтый (не случайно выбирают именно желтые погремушки). В этом возрасте малыш пассивно воспринимает и впитывает информацию, которая впоследствии будет осознанна и переработана посредством речи. До года малыша уже можно знакомить с разными цветами, называть их в игре, рассказывать, что какого цвета, но не стоит ожидать, что он может это запомнить и тем более сказать.

Просто обращать внимание на то, какого цвета его кружка, одежда, лопатка, ведерко, игрушка.

С 1 года до 2-х лет

С этого возраста можно уже включать в процесс изучения цветов – сортировку по цветам: строить синие и зеленые башни из кубиков, проговаривать названия цветов пирамидки и т.п. Не нужно просить ребенка запомнить название цвета, главное в этом возрасте, научить ребенка правильно раскладывать и сортировать предметы по цветам. Пусть он путает названия, но правильно кладет зеленый кубик в зеленую коробочку. Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: «Положи в эту коробку такие же кубики, как этот».

Уже можно лепить из пластилина одного цвета, называя его, рисовать, вместе наклеивать наклейки разных цветов.

К 3-м годам малыш уже вступает в активную фазу познания мира. А значит, для того, чтобы лучше усвоить цвета, он должен двигаться, трогать, бросать, кидать, перекладывать, сыпать и активно участвовать в процессе, например, рисовать, лепить из пластилина, наклеивать наклейки, кормить зверей и т.п.

Когда малыш рисует, достаточно просто упоминать, каким цветом он рисует « а глазки мы нарисуем синие, а волосы желтого цвета, травку нарисуем зеленую…» и т.п. Когда ребенок немного подрастет, можно попробовать вместе с ним смешивать краски и смотреть какой цвет получился.

Чтобы научить различать цвета нужно привязывать их к предметам, например, рассматриваете книжку и поясняете - зеленые листики на деревьях, желтое солнышко и т.д. Пусть ребенок все видит в сравнении, не надо требовать запомнить и повторять сто раз, пусть это будет естественно.

Несколько несложных правил обучения цветам

  • Когда одеваете ребенка, называйте цвет одежды;
  • Рассматривая на улице что-либо, называйте цвет;
  • Когда рисуете или играете с ребенком, называйте цвет;
  • Когда обедаете, сервируйте стол вместе с малышом, купите салфетки и тарелки разных цветов, когда даете кружку малышу – называйте цвет его любимой кружки (игрушки, горшка, вещи итп.)
  • Проговаривайте свои действия, упоминая цвета: в песочнице – ведерко красное, лопатка зеленая итп.

Простые игры для запоминания цветов

В игры, которые помогают запомнить цвета, можно играть где угодно: на детской площадке, дома, в транспорте.

  • 1. Найти как можно больше предметов одного и того же цвета (например в квартире).
  • 2. «А у тебя – а у меня» - у меня колготки черного цвета, а у тебя? У меня туфли красного цвета, а у тебя? И так далее.
  • 3. Рассыпьте разноцветные карандаши, покажите карандаш любого цвета и попросите малыша «Дай мне такой же».
  • 4. Дарить игрушкам предметы определенного цвета: мишке все коричневое, зайке все оранжевое и так далее.
  • 5. Что бывает зеленым? (или – что бывает красного цвета?).
  • 6. Сортируем игрушки: нет ничего проще, когда вы убираете вместе с малышом комнату, сортировать игрушки по цвету.
  • 7. Кормим зверей цветной едой. Например, кошка ест только белые кубики(молочные), обезьяна любит желтые бананы(все предметы желтого отдаем ей).
  • 8. Читать стихи о радуге.
  • 9. Учить цвета с помощью машин на улице. Это очень увлекает не только детей, но и взрослых.
  • 10. Самый вредный способ обучения цветам – учить различать цвета с помощью цветных конфет, драже. Угадал – съел. Не угадал, кладет в сторонку.
  • 11. Сделать цветные домики для любимых героев из мультфильмов.
  • 12. Взять цветной картон, вырезать цветные фигурки (кружочки, квадратики и пр.). Разложить целые цветные листы и просить ребенка отнести фигурку на коврик того же цвета, называя при этом цвета: отнеси желтый круг на желтый коврик, а теперь красный треугольник на красный коврик.

Система раннего развития детей предлагает формировать умение различать цвета уже на первом году жизни. Выпускается узконаправленная печатная продукция со знаком «0+», занимаются с шестимесячными малышами педагоги развивающих центров. Мамы, регулярно посещающие кабинет здорового ребенка в поликлинике, получают рекомендацию изучать основные цвета, когда малышу исполняется полтора года. Это достаточно осмысленный возраст, и не стоит откладывать обучение до трех лет или дожидаться, пока малыш заговорит.
Изучение цвета доступно и неговорящим детям. Если ребенок показывает пальчиком называемые предметы, выполняет просьбу принести что-нибудь, сделать, значит, он готов выучить и цвет. Все отличие в том, что говорящий называет цвет, а «молчун» тычет пальцем или берет предмет в руки.
Мамам-непедагогам приходится непросто, сразу возникает масса вопросов: зачем учить, не рано ли, как учить, как понять, что ребенок знает? Эта статья подскажет, как обучить ребенка самостоятельно, не прилагая особых усилий и не затрачивая средств.
Подумаем
Для мамы, находящейся с ребенком весь день, занятия - хороший повод разнообразить свою жизнь и развлечь сына или дочку: у детей младше трех лет отличная память и высокая тяга к новизне. Не обязательно отводить определенное время. Заниматься с ребенком можно в течение дня в соответствии с его режимом, когда малыш поспал, поел, в хорошем настроении.
Для начала рекомендуется выучить четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий. Материалом для обучения могут служить любые предметы указанных цветов: игрушки, фрукты и овощи, специальные карточки, карандаши, одежда, пластилин, цветная бумага, краски, растения (желтый одуванчик, зеленая трава), автомобили во дворе, качели, горки, спорткомплексы (их, как правило, окрашивают красной, желтой, синей, зеленой краской).
Познакомим
Специалисты советуют начинать знакомство с одним ярким цветом - красным или желтым. Однажды покажите малышу красный предмет (кубик, машинку, колечко от пирамидки) и скажите: «Кубик красный». Задайте вопросы: «Где кубик? Где красный кубик. Какого цвета кубик? (Покажи кубик красного цвета)». Так поступайте с различными предметами в каждой бытовой ситуации: когда даете красное яблоко, надеваете красную одежду (кофточку, платье или куртку), рисуете красным карандашом и так далее. Тем же образом познакомьте ребенка с желтым цветом.
Закрепим
Теперь подберите парные предметы двух цветов: два колечка, два кубика, два карандаша, две детали конструктора, две машинки, два стаканчика-вкладыша. С ними предлагайте интересные игры: попросите сложить в одну коробку все красное, в другую - все желтое, убрать лишнее в красном (желтом) ряду. Используя карточки-картинки, просите найти предмет того же цвета. Так вы закрепите понятие цвета и убедитесь, что ребенок уверенно отличает предметы по окраске.
Следующий этап - побуждение к действию в разных житейских ситуациях: во время уборки игрушек, одевания, кормления, прогулки, рисования, лепки, чтения книг. Называя цвет, говорите – возьми, дай, принеси, покажи, положи, надень, сделай, нарисуй, поставь - в соответствии с обстоятельствами. Читая книжки, обсуждайте иллюстрации - какая, какой, какого цвета. На этом этапе запоминание цвета доводится до автоматизма: ребенок ориентируется в цветном мире без подсказки.
В том же порядке в словарь добавляют зеленый и синий. Ребенок учится отличать три и, наконец, все четыре базовых оттенка.
Повторим
Если, выучив с ребенком цвета, не возвращаться к этой теме долгое время, может случиться так, что ребенок в большом потоке информации, обрушивающемся на него в дошкольном возрасте, начнет путаться. Поэтому, добавляя новые цвета, изучая счет, обучая грамоте, расширяя кругозор, во время игр, творческих занятий и в быту время от времени интересуйтесь цветом предмета.
Успех в обучении малыша основывается на принципах последовательности, системности, повторения. Последовательность - изучение цветов по очереди, а не всех сразу. Системность - привлечение внимания к цвету при каждом удобном случае, а не в определенные часы. Повторение - своеобразное тестирование, способ проверки знаний.

Принято считать, что к трём года ребенок должен научиться различать основные цвета. Этот навык является важной частью сенсорного развития, он дает ребенку возможность по-новому взглянуть на мир. Часто, если малыш не знает или путает цвета, у родителей возникает беспокойство по поводу темпов развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – это желтый, оранжевый, красный, зеленый. В этом возрасте малыши уже могут неодинаково реагировать на свои игрушки разных цветов (например, красная погремушка может радовать ребенка больше, чем синяя), увлеченно разглядывать яркие картинки. Мир младенца быстро приобретает краски, но если говорить об умении осознанно найти предмет нужного цвета, то обычно оно появляется у детей в год – полтора. Именно в этом возрасте оптимально начинать в игровой форме изучать цвета. Озвучивать ребенку названия цветов можно до года, это пойдет ему только на пользу. Но не требуйте от малыша слишком много, помните, что его мозг активно развивается, и, как только придет время, вы непременно увидите результаты.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш учить цвета, играя с конструктором, попросите ребенка показать деталь такого же цвета, как у вас. Если малыш может найти одинаковые по цвету предметы, значит он вполне готов и к запоминанию названий цветов.


Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.

Важно, чтобы изучение цветов не превратилось в пытку. Не стоит постоянно проверять знания ребенка, спрашивая его, где какой цвет. Вскоре малыш может просто начать вас игнорировать. «Давай раскрасим солнышко желтым цветом!», «Какой вкусный зеленый огурчик!», «Ой, куда пропал синий кубик? Вот он!» - это примеры того, как можно ненавязчиво помочь ребенку запомнить цвета.

Игры для изучения цветов и их оттенков

Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.

Сортировка по цвету

Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:

    «Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);

Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).

Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.

Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).

В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.

Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.

Цветные дни

Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета. Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка. Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.

Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками. Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни.

Настольные игры для изучения цветов

Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.

Развивающие мультфильмы

В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:

Обучающие книги

Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.

Мы перечислили для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.

Заключение

Начинать изучения цветов можно с самого раннего возраста, главное, чтобы это было интересно ребенку. Нельзя указать четкие возрастные границы, когда ребенок должен выучить основные цвета. Этот процесс, как и все развитие, индивидуален для каждого малыша. В Центре развития «Созвездие» для малышей создана Монтессори-среда, направленная на всестороннее развитие ребенка. На занятиях «Вместе с мамой» дети в игровой форме знакомятся с понятиями цвета, формы и размера, делают тематические творческие работы. У наших педагогов вы можете научиться тому, как заинтересовать малыша занятием и как правильно преподнести ему познавательную информацию. Развивайтесь вместе с нами!

Знакомство с понятием цвета и его восприятия происходит у ребенка с момента его появления на свет. Но умение осознанно различать цвета, произносить их названия, выделять базовые оттенки из остальных формируется к возрасту 2-3 лет. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка различать цвета, рассмотрим простейшие методики для легкого обучения цвету, и подскажем, что делать, если у малыша возникают трудности с запоминанием цветов.

Учим цвета: с чего начать

Умение различать цвета относится к понятию зрительной информации. Чтобы восприятие зрительной информации было более продуктивным и успешным, нужно следовать простым шагам, выполнить которые под силу каждой маме и её ребенку.

  • Начинать обучение нужно с 4 основных цветов: синий, красный, зелёный, жёлтый. Основная задача – научить малыша дифференцировать эти цвета, чтобы ребенок мог отобрать нужные кубики одного цвета; отделить красные шарики от синих; сложить “башенку” из кубиков одного из цветов.
  • Обязательно при любом удобном случае акцентировать внимание на цветах. “Посмотри, какое КРАСНОЕ яблоко”, “А это – ЗЕЛЁНЫЙ мяч”, “Построим пирамидку из СИНИХ колечек” и т.д.
  • По мере изучения основных цветов постепенно добавлять в обучение по 2 новых сложноцветовых оттенка. Включайте в изучение наиболее часто встречающиеся цвета: оранжевый, фиолетовый, розовый. Более яркий цвет ребенок запоминает в первую очередь.

Ребенок не запоминает цвет – стоит ли паниковать?

Освоение цвета становится проблемой, когда ребенок не различает цвета в 4 года (в 5 лет). Прежде всего необходимо исключить у крохи “цветовую слепоту”, или, иначе, дальтонизм. Это проявляется в том, что ребенок неспособен различать один или несколько цветов среди предложенных. В данном случае необходима консультация окулиста.

Мама и малыш: методики по домашнему обучению цветам

Прежде всего следует запомнить, что обучение цветам должно проходить только в игровой форме. Ненавязчивые, легкие, но ежедневные упражнения с крохой дадут положительный результат уже спустя 3-5 дней.

Обратите внимание на методики обучения детей от 2 до 5 лет, которые помогут малышу понять и освоить основные цвета палитры.

– Пластилин

Как ни странно, но работа с обыкновенным пластилином может дать отличные результаты по освоению цветов и их оттенков. Стандартный пластилин включат в себя необходимые цвета для изучения: красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый. Ребенок в 2 года под руководством мамы может работать каждый день с несколькими цветами, делая только красные или зеленые шарики, лепя синих снеговичков. Если вы увидите, что кроха в игре начинает выделять для себя один яркий, распространенный цвет, например, зеленый, то подкрепляйте работу с ним рассказом, какие бывают предметы этого цвета, демонстрируйте их.

– “Разноцветные” дни

Эту методику разработал американский врач-физиотерапевт, автор многих обучающих методик Глен Доман. Изучение цветов по дням недели – хороший способ изучить и закрепить знания об определенном цвете. Например, понедельник – красный день. Сегодня малыша должны окружать красные вещи. Познакомьте его с красными овощами и фруктами. Рисуйте акварелью красные узоры и вырезайте красные фигурки из цветной бумаги в этот день. По аналогии познакомьте малыша с остальными цветами: зеленым, синим и т.д.

– Цвета на “ощупь”

Интересную методику познания цвета ребенком предложила сторонница раннего развития детей и просто увлеченная мама двоих детей, Сесиль Лупан. Она рекомендует еще с младенческого возраста знакомить малышей с понятием цвета, предлагая ему на ощупь разноцветные кусочки ткани разной фактуры. Зрительная память вкупе с осязательной дает удивительные результаты. Эта методика подойдет как для совсем грудных детей, так и для тех, кому уже исполнилось 2-3 года.

Согласно авторитетному мнению специалистов, уже в 3 года ребенок должен знать основные цвета. Однако это вовсе не говорит о том, что ровно в три года и один день родители должны впадать в панику, подозревая задержку в развитии, в случае, если он все еще их путает.

Не забывайте, что все детишки разные и развиваются по своему индивидуальному графику. Но все же, несмотря на это, помогать своему чаду и начинать учить малыша запоминать цвета вы можете уже с самого раннего возраста.

Обучаем отличать цвета кроху до года: начало начал

Уже в самом раннем возрасте дети могут различать цвета. Согласно исследованиям, первый цвет, который выделяют младенцы, едва выйдя из новорожденного возраста, это желтый.

Кстати, именно поэтому для детей такого возраста специалисты рекомендуют приобретать игрушки-погремушки желтого цвета. Следом за желтым младенец начинает обращать внимание на оранжевый цвет и красный.

Целенаправленно учить цветам ребенка до года не нужно. Достаточно того, что, разговаривая с ним, вы будете называть цвета: «Вот твоя чашечка, она синяя», «возьмем красный мячик».

Учим цветам малыша от года до двух

Вот теперь уже можно начинать учить. Но ненавязчиво и без больших ожиданий. Главное слово здесь: «начинать». Помните, что ребенок может учить цвета только после того, как начнет разговаривать. Не надо бежать впереди паровоза, ведь детское мышление развивается по своим строгим законам.

В 2 года ребенка можно научить различать цвета и уметь определить предметы одинакового цвета. Пока рано ждать от него, что он запомнит все названия. Дайте ему время.

Игровые задания, помогающие освоить цветовую палитру

Играя с малышом, предлагайте ему следующие задания:

Лепить или рисовать, используя один конкретный цвет

В процессе лепки напоминайте малышу название цвета, но не ждите, что он быстро его запомнит.

Собирать пирамидку

Эта развивающая игрушка очень полезна для детишек 1-2 лет. Включайтесь в игру и называйте малышу цвета составных частей. Периодически спрашивайте:«Какой это цвет?».

Сортировать игрушки по цвету

Предложите ребенку положить красные кубики в красную коробку. Когда он легко станет справляться с этой задачей, поставьте две, три коробки разного цвета.

Аналогичным образом можно предложить малышу поставить машинки в гараж, выбирая по их цвету. Можно строить башни из кубиков — только желтые или только синие.

В целом, в этом возрасте упор стоит делать лишь на то, что вы только называете цвета предметов, постепенно закрепляя их в памяти ребенка.

Обучаем цветам ребенка в возрасте от двух до трех лет

В три года дети с большим удовольствием играют и учатся. В этом возрасте вы довольно легко сможете научить ребенка цветам, регулярно занимаясь с ним.

Деятельность малыша в это время существенно расширяется, пополняется его словарный запас, а значит вам и карты в руки - самое время для обучающих и развивающих упражнений, в том числе и в области познания цветов.

Неограниченные возможности предполагают творческие занятия. Рисуйте, лепите, делайте аппликации. Показывайте краски, рассказывайте, что можно нарисовать этим цветом, смешивайте цвета.

Сейчас в продаже есть безопасные для детей краски, играть с которыми можно не беспокоясь за здоровье малыша.

Упражнения для понимания цвета

Разноцветные карточки

Сделайте цветные карточки и играйте с ними. Спрашивайте малыша, какого цвета карточка, предлагайте на каждую карточку положить игрушку нужного цвета — открывается целая масса вариантов для игр.

«Веселая уборка»

Собираем игрушки только одного цвета. Сначала только синие, потом только желтые. Особенно хорошо работает при уборке детского конструктора в коробку.

«Кто больше?»

Вместе ищите предметы какого-то конкретного цвета. В квартире, на улице, во дворе. Зеленая трава, зеленая скамейка, зеленая машина. Кто найдет больше предметов?

«У меня и у тебя»

Какой цвет есть у вас, а какой у малыша? «У меня синие тапочки, зеленый мячик и красная заколка» - «А у меня зеленая чашка и красные колготки».

Цветные драже

Не очень педагогично, но весело вместе есть разноцветные конфетки-драже. Если ребенок правильно назвал цвет конфеты, он может ее съесть.

Устраивайте день одного цвета

Сегодня красный день. Надуем красный шарик, наденем красную кофточку и съедим красное яблоко. На улице будем искать красные предметы, а дома нарисуем красный мухомор, красный цветок и красную божью коровку.

Похвастаемся шедевром папе и расскажем, что это за цвет.

Важный момент: не усложняйте ребенку задачу, не учите сразу несколько цветов. Пусть он сначала четко выучит один, а затем переходите к другому. Чем меньше малыш ошибается, тем радостнее он будет учиться дальше.

Осваиваем цветовой ряд после трех лет

В 4 года ваш малыш уже вполне может знать основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый. Теперь можно осваивать остальные и переходить к оттенкам.

Здесь вам опять самым лучшим образом поможет рисование. Дети очень любят смешивать краски разного цвета, обращайте их внимание на полученный результат.

После трех лет малышам уже намного проще запоминать цвета, поэтому показывайте и рассказывайте как можно больше. Для закрепления результата отлично подойдут развивающие настольные игры и упражнения в игровой форме.

Примеры игр и упражнений на понимание цвета

Усложненные карточки

Хорошо научит детей определять цвета игра, в которой к картинке нужно подобрать карточки с использованными на этой картинке цветами.

В качестве домашнего аналога такой настольной игры возьмите любой предмет или любую картинку и предложите ребенку подобрать к ней карандаши или фломастеры нужного цвета.

«Ошибки»

Договоритесь с ребенком, что вы строите две башни - одну синюю, другую, например, красную. В процессе игры незаметно прячьте или путайте «этажи» башни. Ребенок должен назвать потерянный цвет.

«Светофор»

Для игры вам понадобится три карточки. Зеленая карточка означает, что ребенок должен бегать, желтая - прыгать, а красная - стоять. Можно усложнить задачу или придумать свои варианты.

«Воздушные шарики»

Нарисуйте на бумаге несколько воздушных шариков. Ребенок должен подрисовать им веревочки нужного цвета. Усложните задачу: рассыпьте карандаши оттеночных цветов, добавьте к ним карандаши, цвет которых не использовался.

​Не сравнивайте успехи своего малыша с успехами других детей

Если вы поставили цель научить ребенка различать цвета, не оглядывайтесь на других. Внук тети Маши уже выучил не только цвета, но и оттенки да еще и замечательно рисует?

Во-первых, вы не видели тех «шедевров», а во-вторых, ваш сын великолепно бегает и умеет надевать штанишки.

Не закрепляйте цвет за одним предметом

Называйте его в разном контексте. Если вы все время будете показывать только красный мячик, малыш может подумать, что все мячики красные.

Не пытайтесь освоить весь цветовой круг за один день

Не запутывайте ребенка, сразу предлагая выучить несколько разных цветов одновременно.

Создавайте позитивный настрой, учитывайте характер и склонности ребенка

Если ваш малыш шустрый непоседа, он не захочет степенно раскладывать цветные карточки на столе. Предложите ему лучше сбегать за синим мячиком.

Обучайте играючи

Ранний детский возраст предполагает только игровую деятельность. Все обучение должно проходить только в расслабленной, ненавязчивой форме игры.

Занимайтесь регулярно, но без напряжения. И ваш ребенок обязательно выучит все цвета радуги!