В мире спорта - Информационный сайт

Виды кружевных тканей. Летящие за мечтой Французское кружево своими руками


Увлечение антикварными куклами повлекло за собой и изучение антик-материалов. Кружево — это само по себе красиво, на кружево я могу любоваься, как на картину!.. А так же — это материал и вдохновение для новых кукольных нарядов! Валансьен, алансон — как мурлыканье ласкает слух… Но мне захотелось разобраться в видах кружев, и систематизировать их. Рассчитываю на помощь бывалых!
Начну, пожалуй, с Шантильи .
Названо по французскому городу Шантильи - центру тонкого изящного шелкового кружевоплетения.
Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, и т.д. Но попадаются и миниатюрные изделия — различные наколки, вуалетки и носовые платки. Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками. Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повто-ряющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.

Дальше — Валансьен .
Данный тип кружева зародился в городе Валансьен во второй половине ХVII века. В ХVIII веке появились различные характерные черты создания основы данного кружева. Различают 2 разновидности: «Валансьенское кружево Брюгге» и «Валансьенское кружева Ипра». Разница в форме петель сетки — основы. Первое характеризуется сеткой из круглых петель, а сетка второго имеет характерные квадратные петли. И тот и другой виды основы очень прочные и создаются при помощи переплетения четырех нитей.
Части плетеного полотна создаются из цельных петель и окружаются кольцом маленьких отверстий, которые применяются при создании узоров композиции, чтобы придать легкость самому кружеву. Вся композиция в основном состоит из узоров, навеянных природой: цветы, листья и животные.
Кружево валансьен - тончайшая работа мастериц, которая прославилась отсутствием любого рельефа благодаря тому, что узорный рисунок плетется одновременно с сеткой. Можно заметить некое сходство узора валансьенского кружева с рисунком тюлевых занавесок. В Валансьене производилось узкое и широкое мерное кружево, которое использовали для украшения беседок, каретных окон, различных элементов одежды, например, манжетов, подола платья или рукавов. Также плелось и штучное кружево: дорожки для декорирования храмов, женские и мужские воротники, невесомые шали.
Пожалуй, это самое часто встречающееся кружево в пошиве одежды антикварным куклам. Так как очень часто используются детские крестильные платья (щедро, или скромно, но обязательно украшенные куружевом валансьен)… Кружево из хлопковой нити. (Информацию о хлопке вынесла, в основном, из описаний лотов на eBay и ЯМ. Очень хотелось бы подтверждени или опровержения от мастеров долго имеющих дело с кружевом валансьен!)

Теперь очередь Брюггского кружева .
Техника данного вида кружева была придумана мастерицами бельгийского города Брюгге в 18 веке на основах фламандского кружева.
В старину кружево служило для украшения одежды и интерьера, и стоимость его была высока. Это связано с тем, что техника создания такого кружева очень сложная. Брюггское кружево плетется на коклюшках. Коклюшки — это деревянные палочки с тонкой шейкой для наматывания нити. Число коклюшек для плетения кружева может доходить до 50 шт.
Характерным отличием именно брюггского коклюшечного кружева является широкой извивающейся как бы тесьмой, из которой и создаётся орнамент. А тоненькие нити создают основу полотна.

Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь!

Дальше самый загадочный, или загадочные вид/ы кружева: Алансон и Аленкон . Есть у меня подозрение, что это одно и тоже, только в разных транскрипциях (по французки Алансон пишется так — Alençon).
Алансонское кружево — вид классического игольного кружева или шитый иглой гипюр. Производилось в Алансоне (Франция) с середины 17в. до конца 19в. Мелкий растительный узор выполнялся иглой по сетчатому фону правильной формы. В 18в. появилось А.к. с растительным рисунком на тюлевом фоне.
Процесс работы над кружевом алансон начинался так: накалывался узор на плотный бумажный рисунок, далее следовала «трассировка» — линии узора обводили плотной нитью. Потом самые мелкие стежки разрезались, чтобы освободить готовую вещь. Эта «обводка» плотной нитью, по-моему, и является отличительной чертой алансонского кружева.

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого - вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора - на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 - и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)" - третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента - столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

И итальянский гипюр, и легкое французское кружево, и фриволите – все эти рукоделия относятся к челночному виду кружева, которое еще издревле было очень распространено в различных странах по всему миру.
Искусствоведы считают, что такая техника вязания кружева была создана в Древнем Египте. И лишь в XVII веке нашла свое распространение в Италии и Франции, а дальше и по всей Европе. В Россию такой вид рукоделия пришел как французское кружево – фриволите.
Для плетения применяются любые х/б нити № 10, 20, 30. Плетется фриволите челноками – вы видите их на фотографии. Это две изогнутые полумесяцами пластины, между которыми находится перемычка, на которую наматывается нитка. Концы пластин должны быть изогнуты так, что бы нить, наматываясь на перемычку не проскальзывала мимо, удерживаясь на месте, пока ее не вытянет кружевница. Схема, каким должен быть челнок дана на фото.

Вся техника плетения основана на узле фриволите. Узел фриволите двойной, состоит из прямой и обратных петель. Это самый сложный элемент в этой технике. Так, что освоив его, вам с легкостью покорится вся техника и вы сможете плести чудесные изделия.
Предлагаю вам выполнить декоративную брошь – розу из несложных мотивов, сплетенных этой техникой.

Для работы нам понадобится: челноки 2 шт, ножницы, вязальный крючок № 1, штопальная игла для распутывания узелков, нитки Ирис, булавка.

Для того что бы выполнить такую брошь розу, нужно сплести пять мотивов из выбранных вами ниток. У меня это нити мак.

Для того, что бы разобраться в схеме (раппорте) плетения техники фриволите, необходимо знать следующие обозначения: К – кольцо, ПК – полукольцо, П – пико, Д – дуга. Итак, приступим непосредственно к плетению наших лепестков.
Раппорт мотива
1.1 – к (4п5п5п5п5п5п1).
2.1 – к (5п5).
2.2 – д .
3.1, 3.3 – к (5п5).
3.2 – д((2п)7 2).
3.4 – (2п2).

После этого, последний, шестой мотив достаточно будет сплести, не доплетая третий ряд. Он будет серединой нашей розы.

Все готовые элементы я пропитала в желатине, для того. Что бы они были достаточно жесткими и держали свою форму.

Теперь начнем собирать наш цветок по лепесткам. Для этого скручиваем последний шестой, саамы маленький элемент в трубочку, тем самым прихватив его ниткой.

К этому элементу по одному добавляем остальные пять, так же скрепляя их иголкой с ниткой.

У нас должна получиться вот такая роза.

Середину цветка я украсила бусиной, для того, что бы она романтично поблескивала.

В магазине для шитья я купила булавку для заготовки нашей броши

Нам осталось только прикрепить наш готовый цветок к этой булавке. Я сделала это с помощью опять же нитки с иголкой – пришила розу к основанию.

Наша брошь готова! Можно смело прикалывать ее.

Со временем, если роза обмякнет и станет не такой жесткой, ее достаточно будет накрахмалить аэрозолем. Они сейчас продаются в магазинах бытовой химии. А затем утюгом лепестки. Такая роза не оставит вас без внимания!

Венецианское кружево - это чрезвычайно нежное, изящное и роскошное ажурное полотно. Его отличительной особенностью служит сочетание объемных линий и небольших деталей с участками, заполненными мелкой сеткой.

Название техники созвучно с местом, где ее разработали и впервые применили итальянские мастера (в Венеции на

Немного истории

Родина знаменитого на весь мир венецианского кружева представляет собой совсем маленький поселок, расположенный в отдалении от крупных населенных пунктов. Наверное, именно поэтому секрет создания удивительных живописных орнаментов был довольно долго скрыт от публики.

Техника венецианского кружева была разработана в конце XV, начале XVI веков. В те времена оно имело признаки каймы, то есть представляло собой длинную полоску с несложным узором и краем в виде зубцов. Его использовали, чтобы украшать воротники, манжеты, передники и платья.

С течением времени орнамент усложнялся и добавлялись новые элементы. Менялась и сама конфигурация кружевного полотна, оно становилось все шире, превратившись в полноценную ткань. Теперь из него изготавливают платья, белье, болеро, обувь, аксессуары и другие изделия.

Легенда о происхождении техники

Венецианцы с удовольствием рассказывают всем желающим о том, как было изобретено венецианское кружево. Эта легенда стала их достоянием.

Согласно повествованию, эта уникальная техника была придумана девушкой-мастерицей, которой ее возлюбленный, моряк, преподнес в качестве подарка необычную морскую водоросль. Тогда она носила название «кружево русалки».

Дожидаясь любимого из плавания и спасаясь от скуки, девушка принялась плести кружева, избрав примером необычные водоросли.

Особенности венецианского кружева

Внешний вид этого типа кружев очень специфичен: его лицевая сторона содержит выпуклые элементы (линии, узелки, серединки цветов и маленькие лепестки), а изнанка остается гладкой. В оригинале, работая над созданием очередного узора, мастерицы не использовали никакой основы. Контуром служила толстая нить, сложенная несколько раз. Она прокладывалась по линиям узора, намеченным на пергаменте, и фиксировалась на пересечениях.

Затем, применяя более тонкую нить и иглы, мастерицы заполняли промежутки между основными линиями сеткой и другими декоративными элементами. Чтобы получить объемные фрагменты, кружевницы прокладывали внутрь строчек конские волосы. Их затем очень плотно обшивали нитью, не позволяя основе проглядывать сквозь слой нитей. Этот метод носит название «стежок в воздухе».

Популярность кружева

Сегодня оригинальное объемное венецианское кружево чрезвычайно ценно, так как процесс его изготовления очень трудоемок. Конечно, высокая стоимость не служит препятствием для именитых модельеров. Они с удовольствием используют этот декор для украшения платьев, сумок и других творений.

Такие изделия неизменно выходят нежными и роскошными. В числе последних разработок знаменитого бренда Dolce & Gabbana можно увидеть немало моделей, содержащих элементы венецианского кружева.

Волшебная метаморфоза

Есть хорошая новость для любительниц повязать - техника создания венецианского кружева может быть воплощена в крючке. Благодаря новаторскому подходу к вязанию, введенному мадемуазелью Риего де Бланкардье, терпеливые и аккуратные мастерицы могут связать венецианское кружево своими руками.

Правда, полученное полотно только внешне напоминает работу итальянских энтузиастов и называется ирландским кружевом.

Это название знакомо многим, кто пытался создать крючком что-то посложнее пинеток. Чрезвычайно красивые, ажурные полотна ирландских кружев собирают из отдельно связанных мотивов и элементов. Промежутки заполняют нерегулярной сеткой из очень тонкой нити.

Более подробно о технике ирландского кружева

Ирландские или венецианские вяжут из пряжи совершенно разных цветов. Правда, классикой можно считать изготовление изделий из хлопка белого или пастельного цветов.

Элементы и мотивы могут иметь какую угодно форму:

  • Традиционные цветы.
  • Листья.
  • Завитки.
  • Птицы, рыбы и бабочки.
  • Геометрические орнаменты.

Выбранные фрагменты вяжут, стараясь придать им максимум жесткости. Формировать рельефные строчки не обязательно, но такой прием сделает полотно похожим на венецианское кружево. Схемы для вязания длинных ажурных полос также являются актуальными при работе с наборными кружевами.

Как собирать элементы в целое полотно

Когда все запланированные мотивы будут связаны, их следует разложить на выкройке будущего изделия, выполненной в натуральную величину. Размещенные элементы необходимо надежно закрепить.

Для этого выкройку накладывают на доску с набитым поролоном или на пенопласт. К такой основе очень удобно прикалывать размещенные элементы. Затем места соприкосновений мотивов сшивают иглой, а промежутки заполняют нерегулярной сеткой.

Существует масса тонкостей, присущих изготовлению ирландского кружева. В рамках данной статьи будут указаны только самые главные:

  • Ячейки сетки должны быть минимальных размеров, иначе полотно выйдет бесформенным.
  • Хорошо смотрятся полотна, в которых сетка связана из пряжи намного тоньше, чем материал мотивов.
  • Нижний край изделия, горловина, манжеты и открытые проймы обязательно должны быть обвязаны. В противном случае края быстро растянутся и не будут держать форму.
  • Следует позаботиться о том, чтобы надежно спрятать хвостики обрезанных нитей. Это можно сделать при помощи иглы.
  • Отпаривать готовое полотно нужно с изнанки.

Венецианское кружево: применение в декупаже

Элементы, характерные для техники венецианского кружева, часто используют для декорирования различных предметов. Узкие ленты наматывают или приклеивают к стеклянным вазам, цветы и листья вырезают и применяют в декупаже. В мире такой прием называют Pizzi Goffre, а на просторах рунета - венецианское кружево.

Мастер класс по его правильному использованию предложен далее. Эта техника позволяет создать объемный и очень красивый декор на самых разных поверхностях: на бутылках, шкатулках, рамках для фотографий.

Материалы и последовательность работы

Чтобы декорировать бутылку, потребуется:

  • Сама бутылка (стеклянная банка, ваза или другой предмет).
  • Отрезок кружева (новое полотно или фрагмент ненужной одежды).
  • Другой декор для декупажа (карты, салфетки с рисунком).
  • Прочный клей для соединения ткани со стеклом.
  • Клей ПВА для остальных работ.
  • Акриловый грунт и краски.
  • Лак на водной основе.
  • Акриловая шпатлевка и инструмент для ее нанесения (маленький шпатель, мастихин).
  • Кисти, салфетка для вытирания рук.

В первую очередь бутылку следует протереть обезжиривающим раствором (спиртом или ацетоном). Затем на ее поверхность наносят грунт, обычно это акриловая краска светлых оттенков.

На следующем этапе нужно вырезать участок кружева и приклеить его к боковой стороне бутылки. Когда ткань будет прикреплена к поверхности, следует тщательно проклеить ее кистью с лицевой стороны.

В таком положении работу следует оставить на сутки, чтобы она просохла.

Затем можно приступать к нанесению шпатлевки. Зачастую этот материал применяют, чтобы нейтрализовать дефекты деревянных поверхностей и облегчить декупаж. Венецианское кружево довольно объемное и плотное, поэтому нельзя надеяться только на клей. Следует подстраховаться и обработать выступающие края шпатлевкой.

Для получения небрежных неровностей этот материал можно в произвольном порядке распределить по остальной поверхности. Этот слой также должен хорошенько просохнуть (не менее суток).

Далее нужно всю бутылку полностью покрыть лаком. После его высыхания кружево следует подкрасить масляной краской, а остатки стереть влажной салфеткой. В результате краска остается только в углублениях, что придает изделию эффект старины.

На следующем этапе следует продолжить декорирование: нанести фоновый цвет, разместить розы, вырезанные из салфетки. Бумажные фрагменты нужно тщательно и аккуратно промазать кистью с клеем ПВА.

Завершение работы

После того как бутылка хорошо высохнет, ее необходимо покрыть несколькими слоями лака. Теперь изделие можно считать завершенным.

При желании перед этим этапом можно нанести двухфазный для образования декоративных трещин. Следует учесть, что его применение требует просушки работы на протяжении еще одного дня. Получившиеся трещины нужно будет подкрасить масляной краской, а затем покрыть лаком.

Хорошо смотрятся изделия в такой технике, украшенные краской с металлическим эффектом, бусинами, лентами и шпагатом.

Кружевоплетение… зародились это искусство в глубокой-глубокой древности. Ещё в священном писании говорилось о невесомых, прозрачных, пышных покровах, коими украшали алтари и одежды священнослужители.

Древние египтяне носили одежду с кружевной каймой и вышитым по ней орнаментом. Неизвестно, носилась ли такая одежда во время исполнения обрядов или она считалась просто красивой. Но факт остаётся фактом. Первые кружева в один чудесный день были кем-то изобретены и существовали уже во времена фараонов. Это доказано благодаря не только рисункам, но и сохранившимся в пирамидах элементам одеяний.

Филейная работа (плетение сеток) известна с незапамятных времён. Украшать сетки вышивками начали не намного позднее. Но только к концу 15 в. начали появляться изумительнейшие ажурные полотна, незамедлительно ставшие мечтой, вожделенным предметом обладания для тех, кто имел возможность позволить себе подобную роскошь.

Понятие "кружево" включается 3 отдельных техники: шитьё иглой, плетение на коклюшках, и вязание крючком или на прутках. Кружевом считаются шитое и плетеное. Третий вид представляет другой технический вид - вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.


Единого мнения о стране-родоначальнице кружева, к сожалению, не существует.
Но попробуем на несколько мгновений окунуться в историю...

Некоторые историки отрицают факт зарождения кружевоплетения на Востоке, ибо (по их мнению) столь изысканное, изящное искусство могло развиваться только в романтичный, жизнерадостный, яркий период Возрождения. Где же тогда появилось первое кружевное полотно?

Французские кружева - мечты всех аристократов мира

Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи выписала некоего итальянца Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издал самый полный перечень кружевных узоров.
Кружева использовали не только для украшения женских и мужских платьев. Кружевами украшались также мебель, особенно кровати. Кружевами обшивали сапожки модниц, и даже салоны экипажей.


Кружевные манжеты, воротнички, расшитые кружевами камзолы и платья стали неотъемлемой частью гардероба знатных особ.


Французская знать чрезвычайно охотно тратили огромные суммы денег на кружевные ткани. Но так как во Франции кружева в те времена ещё не плелись, покупать их приходилось во Фландрии. Разумеется, происходил большой отток денег из страны, что абсолютно не входило в планы правительства. Но венецианские кружева были единственными тогда в мире профессионально, искуссно выполненными кружевами!


В конце XVII в были основаны французские королевские мануфактуры в городах Седан, Алансон, Кенуа, Аржантон, Реймс. Нанято для работы было 30 кружевниц из Фландрии. Они же обучали строго отобранных учениц.
Уехавших флорентийских мастериц преследовали и пытались вернуть во Флоренцию как преступниц, выдававших секреты производства кружев. Говорят, что те из них, кто отказался вернуться, внезапно и беспричинно погибли.


Обученные французские кружевницы с присущим им аристократизмом и шармом у привнесли в технику плетения кружев уникальный французский шик.

Алансонское шитьё приобрело славу во всём мире, да и по сей день оно остаётся непревзойденным по красоте и исполнению.


В Валансьене кружевницами была изобретена тончайшая узорчатая сетка. Узор не имел рельефности, поэтому одежда из такой сетки была удобна и практична.

Черное шелковое Шантильи – еще один вид кружев, изобретённый Екатериной де-Роган в 18 в.

Схемы и узоры для кружев выполняли художники - орнаменталисты. Это настоящее искусство!!! Их имена известны и по сей день, это: Франсуа Бонеме де Фалезом, Жан Берен, Луи Булонь, Франсуа Буше.

Король Англии Эдуардом III в 1363 г, защищая интересы внутреннего рынка страны, запретил ввоз в страну иноземных кружевных вуалей.


С конца 15 в. в моду входят огромные воротники фрез, словно волной окружавшие шеи модниц и модников. Края их украшались зубчиками.

"Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже.человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам."

Венецианские орнаменты и узоры кружев соединялись в тончайшие нитки-связки. Такой тип кружев получил название гипюр.
Для коронации Ричарда III в 1493 году роскошные полотна кружев и гипюра были доставлены по заказу в Англию.


"Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр "point de rose”."


Первая половина 18в. ознаменовалась переходом к тюлевому кружеву, в коем орнамент переплетается тончайшей сетью c тюлем, образуя мелкие ячейки одинаковой формы.


"Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское."


Брюссельские коклюшечные кружева славилось тем, что фон и орнамент плелись одновременно. Пока техника не была полностью освоена - плелись такие кружева очень долго.
Но в серединв 18 в. технологию значительно упростили.


Славилось и флорентийское кружево малин. Характеризующий его орнамент типа рокайль, образовывался благодаря плотному переплетению нитей, и густым узорным сеткам общего фона. Главной отличительной чертой такой ткани являлся блестящий рельефный контур. Когда город, в котором изготавливали это кружево отошёл Франции, малин видоизменился на французский лад, но не потерял от этого своей уникальности.

Русское кружево

В России самые ранние кружева были металлическими. Их изготавливали из золотых и серебряных ниток. Для этой работы тщательно отбирались девушки из крепостных и ценились мастерицы на вес золота. Многие девушки мечтали стать кружевницами, да не многие знали как тяжело это ремесло.

Сбывшаяся мечта иной раз становилась трагедией: многие мастерицы в раннем возрасте теряли зрение из-за постоянного напряжения глаз во время работы. У всех без исключения девушек болели спины и руки. Но то, что они создавали своими руками - было восхитительно!

Помимо национального плетения, владели русские кружевницы мастерством венецианок и француженок.

Название ремесла произошло, предположительно, от слова "окружать": в России испокон веков отделывали кайму на подоле, края рукавов шитыми орнаментами.
Отличить кружева, выполненные русскими девушками от настоящих флорентийских или французских было практически невозможно.
В начале 19 века начали появляться кружевные промыслы в разных городах России.-Славились своим мастерством кружевницы из Рязани, Вятки, Вологды, Тулы.


Интересен тот факт, что в каждой области были свои техники, приемы, секреты, по коим и можно было узнать их происхождение.
Отмена крепостничества на Руси привела к резкому сокращению плетения кружев. Когда мастерство начало вновь возрождаться - отличительные черты кружева разных областей настолько переплелись, что стали практически неразличимы.

В 1883 году В Петербурге открыта была Мариинская практическая школа кружевниц. Там обучались самые способные девушки из различных губерний. Русское кружево пользовалось колоссальным успехом не только на территории России, но и во всём мире.

В тридцатых годах 19-го века произошло важное событие в мире моды. Был впервые соткан машинный тюль.

Это значительно упростило и удешевило изготовление кружев.


Машинное кружево изготавливали из хлопчатобумажных ниток, и по этой причине оно было лишено той эластичности, элегантности, пышности, упругости, невесомости и мягкости, за которые ценили кружева ручной работы.

Поэтому машина - машиной, а ручное кружево вё равно оставалось востребованным. Мода - явление уникальное, заставляющее многих скупых - становиться щедрыми, делающее из незаметных "серых мышек" - ярких элегантных красавиц… мода рождает и убивает, дарит и обделяет… поэтому сколько бы ни стоили кружева, изготовленными руками мастериц, они никогда не залёживались на прилавках модных салонов и магазинов.


При плетении бобинного кружева берётся множество нитей, каждую из них нужно наматать на отдельную коклюшку или бобину. Узор будущего орнамента предварительно рисуется на листе бумаги, после чего протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых будут задерживаться и скрепляться нити. Такие рисунки называют сколками.

"Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль, в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого кружева, требующего иногда до 600 коклюшек. Нити фиксируются в начале узора, хотя в процессе плетения нити можно добавлять или убирать. Для создания любой петли требуется как минимум две пары коклюшек, т.е. четыре нити.

После того, как петли сделаны, они удерживаются на месте булавками, прокалывающими сколок и прикрепляющими его к подушке.

Мотивы узора, которые можно подчеркнуть с помощью толстой нитки, обычно выполняются полотняным или ползаплетным плетением, но иногда используются и более сложные техники. После завершения плетения, кружево снимают с подушки и вынимают шпильки (булавки)."


Кружева… Веяния моды капризны и быстротечны. Но есть вещи, существующие вне времени и моды. Изящество, элегантность и красота кружева неоспоримы и вечны. Искусство рчного плетения кружев живо и по сей день, это одно из самых красивых и кропотливых занятий, какие только существуют в мире увлечений.