В мире спорта - Информационный сайт

Фотосъемка спортивных мероприятий. Важные советы, без которых не получить качественные спортивные фотографии. Чем отличается хорошее спортивное фото

Преимущества

Четкое соблюдение сроков
обработки фотографии
от 1 дня

Фотограф с профильным
образованием и опытом
работы более 5 лет

Мы любим свою работу
и вкладываем частичку себя
в каждую съемку

Спортивный фотограф работает в категории наиболее сложного и увлекательного жанра одновременно. Именно он, спортивный фотограф, должен запечатлеть наиболее выразительное, значимое, интересное и эмоциональное мгновенье. Выхваченный из спортивной борьбы кадр обязан донести до зрителей весь смысл происходящего события и передать неподдельный накал страстей.

Спортивный фотограф на острие атаки

При постановочной съемке фотограф, кадр за кадром, достигает своей цели. Добавлен штрих, усилена эмоция, смена аксессуара – и оригинальное фото готово. Спортивный фотограф не имеет таких привилегий. За все спортивное мероприятие возможно всего лишь несколько острых моментов, и их нельзя не только пропустить, но и снять нужно в правильном ракурсе.

Спортивный фотограф и спортсмен одновременно

Каждое спортивное мероприятие фотограф видит как калейдоскоп непредсказуемых и быстро меняющихся картинок. И ему надо предугадать что, где и как в следующее мгновенье будут происходить события. Поэтому он обязан быть, как минимум, теоретиком-спортсменом, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время.


Предметом съемки является сам спортсмен или их группа, и все остальное вокруг. Нередко на лучших кадрах запечатлены болельщики в момент их восторга или горечи поражения, эмоциональные извержения тренера, гранитная непоколебимость арбитра и слеза на глазах у красивой черлидерши.

Спортивный фотограф студии Анатомия Фото представляет

Для Вас с мест спортивных событий фоторепортаж высокого качества. Для получения классных фотографий он подготовлен и экипирован должным образом:

Многолетний опыт работы на спортивную тематику

Специальная аппаратура и применяемая техника съемки (съемка с проводкой, приоритеты выдержки и диафрагмы и пр.)

Быстрее, выше, сильнее – затраченные физические нагрузки фотографом за время съемки не намного меньше, чем у спортсменов

Москва – спортивная столица Европы

Столичный мегаполис регулярно наполняется речевками спортивных фанатов, свистком арбитров и комментаторским «Удар! Гол!». Нам есть что, и есть кого снимать для:

Спортивной прессы и глянцевых журналов

Частной коллекции

Организаторов и спонсоров мероприятия

Спортивных фан-клубов

Социальных и образовательных проектов

«Закажите фотографа прямо сейчас»

Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед - все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций. Сегодня, специально к XXII зимним Олимпийским играм, мы представляем обзор лучших спортивных фотографов России.

Александр Земляниченко

Александр Земляниченко - один из самых известных современных российских фотожурналистов, начальник отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press . Он дважды становился лауреатом Пулицеровской премии : первый раз - в составе команды из пяти фотографов Associated Press за репортаж о путче 1991 года, второй - за снимки президента России Бориса Ельцина, в 1996 году станцевавшего на рок-концерте.

  • Осознанно я начал снимать еще в старших классах, но думаю, тогда это все было игрой, не более, - вспоминает Александр. - Потом, уже учась в вузе, я начал сотрудничать сначала со студенческой газетой, потом с областной, а закончив институт, на следующий же день пошел работать фотокорреспондентом .

Сам Александр причисляет себя к «небольшому количеству профессионалов, которые претендуют, чтобы их называли фотожурналистами»: «Я бы выделил осознанное следование новостям и желание рассказать об увиденном своим языком, языком снимка. Фотограф, фотожурналист должен быть в теме всегда», - говорит он.

Как настоящий новостной фотокорреспондент, Александр за свою карьеру снимал в том числе и спортивные события. В одном из интервью он так рассказал об особенностях этого вида съемки:

  • Здесь делается большое количество кадров, потому как спорт - это движение, и лучше иметь выбор, чем не иметь. Но опыт редактирования - во-первых, просто опыт, а потом, во время любой съемки нужно знать, чего ты хочешь, будь то пресс-конференция или футбольный матч; опять же, надо знать предысторию. Если это пресс-конференция, например, сирийского оппозиционера, нужно знать, с какими целями он приехал, каков результат переговоров, которые он уже провел, и исходя из этого, снимать и выбирать картинки. Так же и в спорте: если «Спартак» играет с «Динамо», то, может, важен совсем не сам экшн, а интересна реакция тренера, это тоже надо знать заранее. Зачем вы идете снимать этот матч и что собирается писать спортивный журналист? Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика.

По словам Александра, для него всегда интересен прежде всего человек:

  • С его помощью я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое: у них будут разные выражения лиц, это создаст глубину и объемность события, поэтому любую тему я стараюсь решать с помощью героя, - подчеркивает он.

Александр Неменов

Александр Неменов, один из самых заметных фотографов современности, рассказывает о себе так:

  • Служил в погранвойсках КГБ СССР в 1987–1989 годах старшим МЭПом на заставе, но самое интересное началось потом. Как это так - служить в погранвойсках и не быть круче всех. Зацепило что-то, когда увидел ребят, пришедших из Афгана дослуживать, в танковом полку, в тылу, у нас. Они сидели на автобусной остановке в афганском х/б - диковинной тогда вещице в Союзе - и улыбкой провожали наш ГАЗ-66 с тревожной группой, выглядывающей из кузова в таком же х/б, только камуфлированном. Моя война растянулась на все девяностые и продолжается до сих пор, к счастью, все реже и реже. С 1990 года я фотокорреспондент ТАСС, с 1997 - агентства France Presse, много поездил. Захотелось рассказать что-то не только в картинках.

Наибольшую известность получили его снимки, сделанные на чеченской войне, однако и в спорте он достиг весьма влиятельного уровня.

Фото: Александр Неменов/AFP/Getty Images. Теннисный турнир «Кубок Кремля - 2010», финал, Виктор Троицки против Маркоса Багдатиса

Юрий Кадобнов

Юрий Кадобнов - руководитель фотослужбы российского бюро Agence France Presse, неоднократный победитель конкурсов спортивной фотожурналистики, на его счету - десятки соревнований по всем видам спорта.

Григорий Дукор

Григорий Дукор - шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ. Говорить лично о себе он не любит, для него это неотделимо от рассказа о работе:

Уже давно я руковожу службой агентства Reuters, люблю снимать. Объемы работы возрастают, конкуренция обостряется. Сейчас мы меняемся, как и весь мир, хотим по-прежнему быть узнаваемыми. Если раньше стояла задача рассказать историю одной картинкой, то сейчас мы делаем все больше фоторепортажи.

О работе фотографа Григорий говорит однозначно. Вот что он ответил в интервью Челябинскому отделению Союза фотохудожников России на вопрос о гражданской позиции фотографа:

  • У тебя должна быть такая позиция: приходи домой - и говори что хочешь. Но на съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не снимают, а болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя, так не получится. Точно так же, если прийти на какое-либо мероприятие, например, собрание коммунистов или кого-нибудь еще, кого лично ты не любишь, хороший снимок не получится. Будешь сторонником происходящего - опять пропустишь все интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, попроси сделать фотографию кого-то другого.

Григорий любит снимать спорт, «поскольку в нем все время что-то происходит, все время есть действие. Бывают хорошие фотографии, бывают просто удачные, потому что повезло», - сказал он в интервью порталу Rostov.ru. Григорий уверен, что в спортивной фотографии важно везение:

  • Дубля не будет, на бис никто не повторит, поэтому фотограф готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно: может произойти то, что и сделает кадр хорошим. Допустим, люди просто пробежали - будет фотография бегущих людей; если один бежал, а второй прыгал - будет уже забавно; один бежал, а второй упал - совсем другая история, вот это снимет не каждый, кому-то повезет, кому-то нет. Но если такого не случилось, то этого не снимет никто, никому не повезет, и получатся обычные фотографии.

Александр Федоров

Александр Федоров - специальный фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс», уже более 20 лет своей жизни посвятивший спортивной фотожурналистике. Преданный своей профессии, он проводит в работе все праздники и выходные дни.

Так, в 2012 году, в свой 50-летний юбилей, Александр отправился на свой пятый европейский чемпионат. Футбол - его любимый вид спорта, но за свою карьеру он снимал самые разные состязания. В галерее работ Федорова - эмоциональные, яркие, запоминающиеся кадры футбольных, хоккейных и других спортивных соревнований.

Евгений Тумашов

Евгений Тумашов - признанный профессионал биатлонной фотографии. Заниматься фотоделом он начал еще в школе. Его карьера началась с газеты «Вечерняя Москва», куда его взяли сначала в лаборанты, а уже через год перевели в фотографы. С 2001 года он работал на биатлонных соревнованиях в качестве фотокорреспондента газеты «Советский спорт», а с 2011 года - фотографом Союза биатлонистов России. В течение 10 лет он следил за гонками и их героями сквозь объектив фотоаппарата и собрал уникальную коллекцию снимков. Осенью 2012 года, накануне старта предолимпийского сезона, в Москве состоялась персональная выставка Евгения Тумашова «Биатлон. 10 лет в объективе».

  • Мне всегда хотелось делать красивые снимки, - рассказывал Евгений порталу «Москва спортивная», - а биатлон дает такую возможность, ведь соревнования обычно проходят в горах. Ни один вид спорта, по-моему, не окружен такой красотой. Не знаю, где еще можно найти подобное разнообразие цветов и оттенков... Вдоль трассы установлены фонари, поэтому съемку можно вести и вечером, и в тумане.

Сергей Ильницкий - один из лучших современных репортажников. Его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в 2013 году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса .

  • Все больше людей обладает хорошей фототехникой, - поделился он своими мыслями с корреспондентом портала Colta.ru. - Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего, а тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль, тогда получится та самая фотоикона - icon picture. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства подобное умение - самое главное.

Премия World Press Photo была присуждена Сергею за серию фотографий фехтовальщиков.

  • Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал, - вспоминает Сергей. - Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти ребята, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде: «Так это ж тебе на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим Играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду, даже если не золото - неважно, главным для него было взойти на пьедестал почета. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь: в следующих Играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет, отсюда и эмоции. Я его так понял в тот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся - и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол - и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому серия и называется The Golden Touch.

Дмитрий Азаров

Дмитрий Азаров - фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», входящий в так называемый кремлевский пул, и ученик Владимира Гургеновича Мусаэльяна, личного фотографа Брежнева, позже написавшего книгу «Генсек и фотограф». Наиболее известные проекты Дмитрия посвящены критическому осмыслению политической ситуации в России. Одни из самых известных его работ - серии «Удвоение личности» и «Четыре сезона Владимира Путина». Большую популярность получила фотокнига об олимпийцах «Околоколец, или Уроки канадского», изданная Дмитрием вместе с журналистом Андреем Колесниковым.

Российский фигурист Евгений Плющенко (слева) и японский фигурист Дайсуке Такахаши (справа)/ Фото Дмитрия Азарова

Иван Секретарев

Иван Секретарев - фотограф Associated Press. За свою творческую карьеру он сделал огромное количество репортажных снимков - спортивные соревнования, горячие точки, политические и культурные события.

Карьеру фотокорреспондента Иван Секретарев начал в 1991 году в детской газете «Глагол», позже работал в «Московской правде», «Российской газете» и «Известиях». Как надо пользоваться фотокамерой, ему объяснил отец. «Вот это объектив, а это кнопка, - сказал он, - а нажимать на нее надо вот так», - вспоминал Иван.

  • В моем становлении как фотографа, - отметил он в интервью порталу «Москва спортивная», - большую роль сыграли двое друзей отца: Александр Григорьевич Курбатов, бывший для меня образцом, когда я работал в газетах, и шеф-фотограф агентства Associated Press Александр Владимирович Земляниченко. Именно он позже подобрал меня, выучил и выпестовал под своим крылом. А в мае 1998-го я стал фотографом московского бюро этого новостного агентства.

Снимая спорт, Иван ощущает себя «вовлеченным в игровой процесс», а потому не может «объективно оценивать эти картинки»:

  • Хочется только, чтобы, вглядываясь в них, можно было и через год вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил меня когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действа, а запечатлеть такой момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы даже не в состоянии догадаться, - говорит он.

Олег Наумов

Олега Наумова называют одним из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским комитетом России, компаниями Bosco Sport, Forward и «Ледовая симфония», журналами LED и «Олимпийская панорама», спортивными федерациями России - художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, хоккея и синхронного плавания.

Олег - выпускник Российской государственной академии физической культуры, сам занимался борьбой и самбо. Фотографией он заинтересовался еще в детстве.

  • Когда появились дети и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, я снова взял в руки камеру, - рассказал он в интервью компании Nikon. - Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о своих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.

По мнению Олега, здесь не обходится без везения, чутья хорошего кадра и мастерства.

  • Спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает, - говорит Олег. - Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый сейв. Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать посредством фотографии настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Эти моменты нужно почувствовать, спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

Роберт Максимов

Роберт Максимов - член Международной ассоциации спортивных журналистов, член Союза журналистов России, один из авторов-разработчиков программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок и конкурсов спортивной фотографии. Он посвятил спортивной фотожурналистике более 40 лет.

  • За эти годы я принимал участие в 14 Олимпийских играх и большинстве чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике и другим видам спорта, - рассказывает он. - Мой архив содержит сотни тысяч фотографий этих событий.

Роберт Максимов принимал участие в подготовке итогового альбома «Москва-80», официального трехтомного отчета оргкомитета XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности, иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский», вышедшего в 2002 году.

Андрей Голованов и Сергей Киврин

Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России и за рубежом: World Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и других. Они сотрудничали с журналами Newsweek, «Огонек», Cosmopolitan, Burda, «PROСПОРТ», «ТВ-парк», газетами Los Angeles Times и New York Times. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать издания «Русский репортер», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Они сотрудничают с информационными агентствами Associated Press, Reuters, AFP, IMAGO, AFLO.

Андрей и Сергей не представляют себе работу поодиночке. Вот как они прокомментировали свое решение работать в паре журналу «Итоги»:

  • Это связано со спецификой работы на спортивных соревнованиях, - сказал Сергей. - Одному человеку очень трудно обежать весь стадион и поймать нужный кадр. Вообще, тактику совместной работы мы начали использовать еще задолго до того, как создали общий бренд: просто, когда мы еще работали в журнале «Советский Союз», я, Андрей и наш хороший друг Евгений Миранский начали аккредитовываться на все спортивные мероприятия втроем, а затем, сдавая тему в журнал, подписывать фотографии тремя фамилиями. Такой коллективный репортаж всегда получался интереснее, чем если бы каждый работал поодиночке. Мы занимали разные позиции, снимали с разных точек и могли осветить соревнование максимально полно. Но вскоре Советский Союз развалился и журнал тоже, мы какое-то время работали по отдельности: Андрей - в «Коммерсанте», в «Лицах», я - в американских изданиях Los Angeles Times и New York Times, а Женя вообще перестал профессионально заниматься фотографией.
  • В 1996 году мы встретились на Олимпиаде в Атланте и решили не просто работать вместе, но и создать общий бренд, - дополнил Андрей. - Мы выработали определенный стиль съемки, который нам нравится, к тому же вдвоем мы больше успеваем.

Александр Вильф

Корреспондент агентства РИА Новости.

Начинал свою карьеру в газете «Спорт-Экспресс», стал активно заниматься фотографией в советское время - снимал запрещенные митинги оппозиции для западных изданий, после чего увлекся фотосъемками спорта.

Следите за нашими новостями! Вас ждут эксклюзивные интервью с лучшими спортивными фотографами России, материалы об их творчестве и лучшие фотографии с Олимпиады в Сочи!

А закончить материал мы хотим словами Сергея Киврина: «Для меня в спорте главное выложиться на 100% и выступить честно и достойно. А будут медали или нет - это уже дело второе».

Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших!

За помощь в подготовке материала редакция выражает отдельную благодарность куратору-координатору Всероссийского ежегодного открытого проекта Best of Russia, аспиранту кафедры фотожурналистики МГУ Марии Ващук.

Вы хотите научиться фотографировать спортивные состязания? Тогда эта статья для вас. А тем, кто еще раздумывает, начинать или начинать снимать спорт, скажем: спортивная фотография - это очень интересно.

Настройка камеры

Первым делом надо сказать, что для того чтобы снимать любой из видов спорта, вам необходимо переключить камеру в режим серийной съемки - burst, continuous или какой-нибудь ещё.

Что интересно, в русском языке оба эти режима - burst и continuous - выражают одно понятие: «серийная съемка», но реально это два совершенно разных режима. Сontinuous - (в переводе - непрерывная съемка) - это непрерывная съемка на полном разрешении от трех до пяти кадров в секунду. Длина серии обычно не ограничивается. А вот режим burst (в переводе - взрыв) - это режим, при котором камера делает до 30 кадров в секунду, но на пониженном разрешении и с последующей остановкой для того, чтобы сохранить отснятые кадры.

Спорт - очень динамичное зрелище, события там развиваются стремительно. Именно для того, чтобы уследить за всем, что происходит на спортивной площадке, и используется серийная съемка. Обычно из пяти-семи снимков одной серии приемлемым получается один или два.

Нужно обратить внимание и на режим фокусировки. При съемке спорта камеру обычно переводят в режим AI Servo AF (при фотографировании статичных объектов чаще всего применяют режим One Shot AF). При AI Servo AF блокировки фокуса не происходит, объектив сам, в автоматическом режиме, меняет фокус при изменении расстояния между камерой и объектом съемки. Заметим, что пользоваться этим режимом нужно очень осторожно. Дело в том, что очень часто по некоторым причинам происходит расфокусирование изображения. Но на светосильной оптике этот режим работает просто замечательно.

Про объектив

Для съемки спорта отлично подходит . Почему светосильный? Да потому что очень часто приходится снимать в условиях плохого освещения, а длинными выдержками из-за динамичности происходящего пользоваться нельзя. Основываясь на этом, легко сделать вывод: при спортивной съемке приоритет лучше отдавать выдержке, а не диафрагме.

Фотографировать спорт лучше в JPG. Почему не в RAW? Дело в том, что при серийной съемке фотографий получается очень много, и они, естественно, занимают много места, а RAW серьезно перегружает буфер фотокамеры. Это играет довольно важную роль: при перегруженности буфера заметно замедляется скорость сохранения изображения. Думается, лучше всё же уловить среди множества моментов самый эффектный, чем делать массу отличных по качеству, но не интересных по сюжету кадров.

Вернемся к выбору объектива. Как уже было сказано, для спортивной съемки очень хорош светосильный зум с фокусным расстоянием 200-300 мм. Многие спортивные фотографы работают с EF 70-200 mm f/2.8L USM, но эти объективы совсем недёшевы. Тем не менее, если вы не можете приобрести что-то подобное, не расстраивайтесь сильно. При хорошей погоде, ярком солнечном свете для съемки спорта подойдет и Nikon 55-200mm.

Если вы снимаете спортивные состязания на улице, при ясном безоблачном небе светосильным объективом, ISO ставьте на 100. Если на улице пасмурно, небо в облаках или тучах - выставите на аппарате боле высокое значение ISO. В спортзалах же приходится снимать и при ISO 1600.

Что такое стабилизатор и нужен ли он при съемке спорта.

По этому поводу спорить можно долго. Вот представим, например, что вы снимаете футбольный матч на огромном поле стадиона. У вас в руках довольно долго находится тяжелая камера с тяжелым же объективом. Естественно, ваши руки устанут и в любой момент могут дрогнуть даже при выдержке 200… А так как в спорте совершенно нет статики, то шевеленки вам в такой ситуации не избежать. Хорошо, если вы используете монопод. Тогда ваши руки меньше устают, вы сами становитесь намного мобильнее и снимки у вас получатся более качественными.

Это - мнение ЗА стабилизатор.

А если у вас нет монопода - лучше иметь объектив со стабилизатором. Но есть одна деталь… Точнее, недостаток некоторых подобных объективов. Они фокусируются очень медленно. И при съемке в помещении качество снимка может быть далеко не самым лучшим.

Еще один совет. Если вы хотите снимать в спортивном зале например, соревнования по боксу или борьбе, то объектив со стабилизатором совсем не обязателен. Тут лучше подойдет объектив с небольшим фокусным расстоянием (к примеру, 28-105 мм.). Важнее позаботится о скорости автофокуса, резкости на полностью открытой диафрагме и светосиле объектива, чем о наличии стабилизатора в нем. Снимать то вам придется в сложных условиях освещения, на пограничных выдержках. А вспышку применять тут нельзя - ей можно не только отвлечь спортсменов от поединка, но и ослепить их. Вот и приходится поднимать ISO практически до максимума и снимать на полностью открытой диафрагме и с короткими выдержками.

Выбирать объектив для съемки спорта нужно очень тщательно. Это дело серьезное. Для такого выбора нужно прежде всего поставить перед собой ряд задач: какой вид спорта вам предстоит снимать, где будут происходить соревнования, какие условия в этом помещении или на стадионе. Можно посоветоваться на сей счет и на различных форумах, на которых обсуждаются фотографические вопросы.

Композиция и процесс съемки

Для того, чтобы снимки были интересными - фотографу нужно всегда быть в движении. Перемещайтесь по помещению, находите все новые и новые точки в зале или на стадионе, с которых можно сделать эффектные кадры. Ищите ракурс. Ловите свет. Еще раз напомним о преимуществе монопода. Быть мобильным с ним намного легче, да и выдержку он позволяет выставить немного большую, чем при съемке с рук.

По мере накопления опыта спортивной съемки попробуйте делать съемку с проводкой. При использовании этого приема съемки на фотографии фон получается размытым, а сам объект, который находится в движении - резким и четким. Это создает ощущение динамики, скорости. Для того чтобы достичь такого эффекта, нужно снимать на длинной выдержке. Например, 30. С проводкой хорошо снимать бегущего спортсмена, движущийся на скорости автомобиль или катер. Делается это довольно просто. Ставите аппарат на штатив, фокус наводите на важный для вас объект и плавно проводите аппарат по ходу его передвижения. Чтобы поймать красивый размытый фон и сохранить при этом резкость и четкость движущегося объекта, нужно попробовать снимать с разными сочетаниями выдержки, диафрагмы и ISO.

При съемке спорта нужно всегда быть сосредоточенным и внимательным. Ведь главное тут - не упустить самый важный момент: решающий удар, красивый прием, эффектный гол. Для этого нужно быть хорошо знакомым с тем видом спорта, который вы снимаете, интуитивно чувствовать, когда произойдет самое-самое. И нажать на кнопку спуска именно в этот момент.

И никакая техника не заменит вам приходящий со временем опыт спортивной съемки. А для этого, так же как и в спорте, вам нужно тренироваться.

Любите спорт. Мало смысла в желании войти в эту сферу, если вашей единственной причиной является финансовая сторона. Спортивный фотограф-энтузиаст гораздо легче захватит реальную суть спортивного действа, потому что ваши природные инстинкты помогут вам научиться распознавать жизненно важные моменты, заслуживающие съемки.

Приготовьтесь проявить амбиции. Спортивная фотография является соперничающим занятием, и вы должны обладать одновременно отличными навыками в фотографии и общении, чтобы работать с людьми, которые могут помочь вам найти удобную позицию для съемки лучших кадров.

  • Совершенствуйте свои навыки в фотографии. Если вы новичок, пройдите курсы, где вас научат как можно большему количеству технических элементов и специальных техник. Если вы сможете найти занятия по специальности «спортивная фотография», это будет намного лучше. Прочтите статьи сайта wikiHow о фотографировании спортивных мероприятий, которые помогут вам научиться фокусироваться.
  • Улучшайте свое умение общаться с людьми. Зачастую к лучшим местам для наблюдения за действием в профессиональном спорте относят те, где размещены идеальные для обзора сидения или VIP боксы. При желании туда попасть вам следует быть очень профессиональным, ненавязчивым и вежливым с людьми, окружающими вас.
  • Тренируйте ваши умения в спортивной фотографии, снимая кадры любительских игр по какому-либо из видов спорта. От хоккея до футбола, от плавания до верховой езды, испробуйте столько видов спорта, сколько возможно, чтобы расширить ваши навыки и тщательно все опробовать.

    • Начните с простого вида спорта и двигайтесь дальше по своему пути к более сложным спортивным мероприятиям. Например, легче начать со спорта с небольшими передвижениями, чем с такого вида, где присутствуют высокие скорости и быстрые смещения. Скажем, легче захватить в кадре гребца, чем вратаря.
  • Убедитесь, что вы используете надлежащее оборудование. Инвестируйте деньги в качественные камеры и объективы. Многие спортивные состязания требуют наличие быстрых телеобъективов (чтобы вы могли приблизить кадр) с быстрым автофокусом (механизмом). Широкая диафрагма важна для выделения объекта и расфокусировки окружающего пространства, быстрого реагирования на движение, а наличие короткой выдержки позволяет «заморозить» действие.

  • Составьте портфолио из ваших самых лучших фотографий по целому ряду видов спорта. Подумайте о компоновке одновременно печатного экземпляра портфолио и одной онлайн версии. Всегда выбирайте самое лучшее и отбрасывайте все остальное, даже то, что вам лично нравится (вы можете посмотреть на последнее после работы!) Покажите свой талант в наилучшем свете. Попробуйте показать следующее:

    • Ваше мастерство захвата движения
    • Ваше умение поймать скорость
    • Стоит указать вашу сноровку в распознавании момента, например, агонии на лице голкипера, когда он пропускает гол, или боли на лице велосипедиста, искаженном из-за упавшего велосипеда, либо огромного восторга пловца, когда он касается рукой стены и побеждает.
    • Ваши навыки в использовании фонов или других элементов, чтобы показать общее ощущение
    • Ваше искусство отражения настроения толпы.
  • Подайте заявление о приеме на работу в качестве фотографа в соответствующую газету, местный журнал, веб-сайт и т. д. и уточните свой особый интерес к спортивной фотографии.

    • Понадобится некоторое время для того, чтобы ваша фоторабота превратилась в занятие вашей мечты. Если вам приходится побегать на должности ассистента, будьте благодарны за опыт и советы. Благодаря терпению и своим умениям, вы справитесь.
    • Прочтите статью на WikiHow о том, как стать профессиональным фотографом.
  • Вы собираетесь научиться снимать спортивные события лучше и создавать эффектные кадры? Спортивная фотография предоставляет вам множество возможностей для съемки драматичных и ярких образов, которые останутся с вами на всю жизнь. Ни одна другая среда не предоставит вам столько действия, заставляющего сердце биться, столько насыщенных оттенков и уникальных возможностей для съемки.

    Следуя этим 8 советам, вы сможете существенно усовершенствовать ваши фотографии, которые заставят всех друзей вам завидовать. Ключевой момент, помимо этих восьми советов, - не прекращать снимать! Практика ведет к совершенству, обеспечивая вам твердость руки и готовность к моменту начала большой игры.

    1. Будьте готовы использовать высокие ISO

    Собираетесь снять идеальный кадр, но освещение оставляет желать лучшего? Пытаетесь остановить движение на небольшой игре лиги и нуждаетесь в более короткой выдержке? Увеличение ISO на вашей камере позволит вам фотографировать на короткой выдержке, предоставляя вам больше шансов получить ваш идеальный кадр.

    Профессиональные спортивные фотографы используют выдержку около 1/1000 секунды, чтобы остановить движение. В течение дня это просто. Однако ночью вам может потребоваться большее значение раскрытия диафрагмы, чем то, на которое способен ваш объектив. В качестве компромиссного решения, увеличьте ISO (то, что раньше называлось film speed) на вашей камере. Это позволит аппарату распознавать больше света.

    Итак, насколько высокие значения вам нужны? Если вы снимаете на последние и лучшие камеры, такие как Nikon D700 или Canon 5d Mark II, вы можете использовать значения ISO вплоть до максимального уровня (3200 ISO), и ваши изображения все равно будут выглядеть хорошо. В прошлом, повышение значений ISO означало больше шума на фотографиях. Однако с новейшими системами фотографии выглядят великолепно при любых значениях.

    С учетом вышесказанного, я обычно снимаю на 1600 ISO. Это является золотой серединой между 800 ISO и 3200 ISO и позволяет мне фотографировать спортивные мероприятия на гораздо более коротких выдержках.

    В зависимости от возможностей камеры, вы также, возможно, захотите попробовать использовать Auto ISO, чтобы позволить вашей камере автоматически выбирать лучшее значение ISO за вас. У этой функции есть одна уникальная особенность: автоматическая система не меняет ISO на полный шаг, например, c 400 ISO до 800 ISO, вместо этого она может сменить значение с 200 ISO на 210 ISO. Возьмите на заметку эту настройку, если вы только начинаете работать с установками ISO для улучшения ночной съемки.


    2. Попробуйте что-то новое

    Все спортивные кадры не должны выглядеть одинаково. Несколько лет назад, фотографы из маленького американского журнальчика решили попробовать что-то новое для освещения футбольных матчей. Вместо съемки на уровне глаз, они ложились так низко на землю в очковой зоне (end zone), как только могли, с широкоугольным объективом. Что же это сделало с их изображениями? Это обеспечило им новый угол зрения, чтобы помочь рассказать историю. Вы спросите, кто были эти люди? Фотографы Sports Illustrated. Теперь все так делают.

    Во время съемки будьте оригинальны и попробуйте что-нибудь необычное. На каждом мероприятии, которое я освещаю, я стараюсь найти как можно больше новых подходов. Я главным образом работаю как профессиональный фотограф в мотоспорте, снимая в основном NASCAR, но на каждом мероприятии новая ситуация. Это позволяет мне попробовать новые фоны, новые углы, новые положения для съемки.

    Вам не обязательно снимать профессиональный спорт, чтобы пробовать что-то новое. Даже когда я фотографировал футбольные матчи в средней школе, я всегда находился в поиске новых углов и идей.

    Пытаясь создать что-то иное, вы позволяете вашей творческой составляющей расцвести и создать то, что не снимал никто до вас. На картинке ниже я фотографировал через лобовое стекло гоночного автомобиля и поймал водителя, готовящегося выйти на трек.


    3. Не забывайте об окружении

    Это может прозвучать как бессмыслица, но не забудьте о вашем окружении. Будет ли это стадион, полный ликующих фанатов, или пикник на капоте пикапа (англ. «tailgating») рядом со стадионом, - окружение предоставляет вам уникальные возможности поймать в кадр дух игры, не снимая само действие.

    До начала матча, «тейлгейтинг» - отличное место для съемки настоящих фанатов перед игрой.

    До старта баскетбольной игры, сторона судей - также хорошее место для съемки кадров, отражающих дух команды.

    Даже после того, как игра началась, не забывайте об окружении. Если у вас есть широкоугольник, например, 10,5 мм или 14 мм, заберитесь так высоко, как сможете, и сфотографируйте общий вид стадиона, заполненного ликующими фанатами.


    4. Приготовьте ремень для оборудования или фотосумку

    Всегда удивлялись, почему спортивные фотографы носят с собой так много оборудования? Это потому, что мы хотим раскачать мышцы, пока гуляем.

    Кроме шуток, когда вы находитесь на боковых линиях или в самой гуще событий, тяжело будет бежать куда-то к вашей сумке и менять аппаратуру. Многие спортивные фотографы используют одну из трех вещей для переноски оборудования, когда работают на боковой линии: поясную сумку, систему ремней или фотожилет.

    Фотожилеты были классной штукой несколько лет назад (у меня был такой), но сейчас они непрактичны, учитывая количество объективов, которые вам нужно иметь при себе в зоне быстрого доступа. Я предпочитаю использовать хорошую систему поясных ремней. В этой системе у меня имеется 6 кобур, которые могут быть использованы в любой момент времени, от больших кобур для объективов до одной, предназначенной специально для вспышки.

    Эта система позволяет мне быстро менять объективы и хранить все мои карты памяти в одном надежном месте. На боковых линиях это позволяет мне оставаться в состоянии готовности к действию с набором линз, и, поскольку каждая кобура имеет защитное покрытие, также обеспечивает безопасность оборудования во время дождя в условиях съемки спортивных мероприятий на открытом воздухе.

    Некоторые компании предлагают специальные сумки для спортивных фотографов.
    Ключевой момент в выборе хорошей системы - найти ту, которая удобна для вас и подходит для решения ваших специфических задач. Посетите местный фотомагазин, попробуйте разные варианты, и посмотрите, что сработает наилучшим образом.


    5. Длинные стекла далеко пойдут

    Съемка идеального кадра в спорте сводится к относительно немногим вещам. Один из наиболее важных моментов - стекло. Спортивная фотография, в отличие от любого другого вида съемки, иногда требует самого крупногабаритного и самого дорогого оборудования из имеющихся на рынке. Это позволит вам снимать с любой точки внутри и вокруг стадиона, включая очковую зону в американском футболе, создавая прекрасные снимки.

    Я говорю все это по одной простой причине. Как мы упоминали ранее, камеры сейчас могут творить чудеса с высокими настройками ISO. Это позволяет людям использовать более медленные объективы для съемки спорта, такие как f/4.
    Когда вы ищете хорошее стекло для спортивной фотографии, рассмотрите следующие факторы:

    • Берите телеобъективы с фокусным расстоянием 300 мм или 400 мм, если вы можете себе их позволить. Если нет - возьмите 70-200 мм.
    • Выбирайте объективы с диафрагменным числом f/2.8 или f/4. Постарайтесь подобрать такой, и бегите от значения f/5.6, как от чумы.
    • Обычно, чем больше и тяжелее объектив, тем он лучше.
    • Убедитесь, что на объективе имеется гнездо под штатив.
    • Ищите объективы, прошедшие проверку временем: это причина, по которой Nikon и Canon редко меняют свою линейку объективов.

    Покупка хорошего стекла - это не то же самое, что покупка новой «тушки». Хорошее стекло прослужит вам, по крайней мере, 10 лет при должном уходе и обслуживании.


    6. Давайте без «чимпа», пожалуйста.

    Каждый спортивный фотограф страдает «чимпингом» (калька с англ. «chimping»). Если вы не знакомы с термином, это определение все прояснит.

    В сущности, чимпинг - это когда вы проверяете каждый кадр на ЖК-дисплее немедленно после съемки. Почему это плохо? Это отвлекает вас от действия, т.к. все ваше внимание сконцентрировано на камере. Это плохо по двум причинам: (1) вы можете получить травму, и (2) вы можете упустить хороший кадр.

    Когда вы так делаете, вы отводите взгляд от поля и действия. Если вы снимаете футбол, вас запросто могут сбить на боковой линии, пока ваше внимание занято другим.

    Для просмотра ваших фотографий есть свое время и место. Во время спортивных мероприятий, после щелчка затвора нет второго шанса. Переходите к следующей игре.


    7. Используйте длинную выдержку

    Длинную выдержку? Раньше я использовал 1/1000 секунды, чтобы зафиксировать действие и остановить его…

    Пытаясь создать что-то новое и интересное, вы можете иногда пробовать использовать разные выдержки. Если вы снимайте бейсбол и хотите запечатлеть удар в виде идеального силуэта, я не предлагаю вам снимать на 1/60 секунды. Но если вам хочется получить кадр с классным размытым фоном, это работает великолепно.

    Многие профессиональные фотографы из Getty Images и Reuters используют эту технику, чтобы привнести в свои изображения энергию и создать роскошно смотрящийся чистый фон. Съемка на 1/100 или на 1/80 секунды позволит сделать так, чтобы игрок был в фокусе, в то время как фон - очень сильно и эффектно размыт.


    8. Избегайте использования вспышки

    Во время съемки профессиональных или ученических соревнований, съемка со вспышкой строго запрещена. Вспышка может отвлечь игроков и свести с ума тренеров. Есть несколько исключений, включая баскетбол и спортивные мероприятия в помещении, но вспышки на камере обычно использовать нельзя.

    Для мероприятий в помещении школы обычно имеют очень мощные вспышки (или стробы), установленные на балках зала и обеспечивающие идеальное количество света, попадающего на игровое поле. Эти вспышки можно синхронизировать с вашей камерой при помощи Pocket Wizard.

    Когда вы снимаете на открытом воздухе, например, футбол или бейсбол, вы никогда не должны использовать вспышку на камере. Именно поэтому настройки ISO так важны.
    Если вы снимаете мероприятие местного масштаба, или событие более низкого уровня, например, школьный турнир по футболу, вспышка обычно приемлема. Я всегда сначала общаюсь с тренерами или школьным директором по спорту, чтобы убедиться, что работа вспышек никому не помешает.

    Многие санкционирующие органы имеют специальные правила для фотографов, так что прежде чем снимать то или иное событие, убедитесь, что вы с ними ознакомились, чтобы знать, что разрешено, а что нет.