В мире спорта - Информационный сайт

Сценарий праздника "рождественские колядки". Сценарий праздника " святочные колядки" Сценарий праздника рождественские колядки

Сценарий рождественских святки - колядки для детей старшего дошкольного возраста

Тема : Театрализованное представление «Святочные колядки».
Представленный мною материал будет полезен воспитателям. Рассчитан на детей 5-6 лет. Данное мероприятие формирует у дошкольников представление о истоках национальной русской культуры.
Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
- познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество;
- познакомить с обрядом колядования;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам;
- развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.
Оборудование: Спортивные фишки, 2 метёлочки, 2 плоскостные лошадки, гимнастические палки 5-6 штук, клубочек. Колокольчики и др. музыкальные инструменты, зернышки в мешочке, горшочек для гадания.
Ход мероприятия:
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.
Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.
Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм, дети одеты в костюмы колядовщиков (Коза, Медведь, ряженые у которых в руке Рождественская звезда, Скоморохи).

Ведущая-хозяйка Варварушка: Здравствуйте, гости мои дорогие! Проходите! Давно вас жду поджидаю.
Дети! Велено для вас,
Довести в сей час указ,
Заготовленный самой,
Нашей матушкой – Зимой!

Читает указ. (заранее напечатать!)
«Каждый год, сего числа,
Как гласит указник,
Людям велено всегда,
Заходить на праздник!
И конечно все должны
Быть на празднике Зимы!
Ведущая-хозяйка Варварушка: Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Это - Рождество и Новогодние святки, Крещение. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.Но сначала посмотрите театр.
Дети садятся на стульчики, Варварушка показывает теневой театр «Рождество Христово»
Ведущая - Варварушка:
Эй, спешите в круг сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, плясать,
Бегать, весело играть.
Ой, не будем мы скучать, Будем вместе танцевать!

Танец «Наша елка»

Ведущая - Варварушка:
К нам на Святки,
Пришли Колядки!
С Новым годом поздравляем!
Счастья всем мы вам желаем!
Гости мои дорогие,
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки!
Как когда-то наши прадедушки,
Ну, а с ними наши прабабушки!
Ребенок:
Приходили на веселые Святки,
На песни всем миром да загадки!
Ребенок:
А что такое Святки?
Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Ребенок:
От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Ребенок:
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!

Песня - танец «Ах, вы сени мои сени»

В сопровождении шумового оркестра (бубен, трещотки, деревянные ложки, свистульки, колокольчики)
Варварушка: Мы сейчас с вами пойдем колядовать к дядьке Николаю! Подходят к домику.
Колядовщики хором:
Уродилась коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода
Коляде нужна еда
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Коза:
Святой день, добрый день, доброму хозяину на здоровье!
Мы не сами идём, мы козу ведём!
Медведь:
Где коза походит, там жито родит! (топают ногами)
Колядовщики хором: (коза и медведь)
Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляем!
Позвольте к Вам войти – год у коляды на пути.
Николай выходит (взрослый): - Кто тут орет? Спать не дает?

Дети: Это мы – колядовщики.
Николай: И охота вам в такой мороз с теплой печки вставать, петь да плясать?
(уходит в дом)
Дети (все вместе)
Эх, ты Коля –Николай!
Сиди дома не гуляй!
В тепленьком местечке, с бабушкой на печке!
Варварушка: Давайте еще раз постучим.(стучат) Николай. что ты там делаешь?
Николай: А я ножки у стола перевязываю(выходит).
Варварушка: Азачем ты это делаешь?
Николай: Это примета такая народная. В Рождество надо ленточкой ножки у стола перевязать, чтобы скот со двора не убежал, не пропал, не болел.
Варварушка: Я тоже примету народную знаю: если клубочек мотать плотно-плотно, тогда капуста в моем огороде уродится тугая и крепкая. Вы приметы детушки запоминайте и всегда так делайте.
Колядовщики хором:
Чем, хозяин, нас одаришь?
Что, хозяин, нам подаришь?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Николай:
Не плясали и не пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
Варварушка:
Мы вам споём Пошла коляда,
Да по улицам гулять,
Всех с новым годом поздравлять!
Шуточные частушки.
Нечетные поют девочки, четные – мальчики.
1.Начинаю петь частушку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную!
2.Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдёт!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
3.Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка,
Ну а как заголосят,
Всех в округе удивят!
4.Оханьки да аханьки,
Какие парни махоньки,
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней!
5. А я валенки надену.
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше
6. Моя милка маленька
Обувает валенки,
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
7. Ой, пол провались,
Потолок обвались,
На доске остануся,
С частушкой не расстануся!
8. Мы вам пели и плясали,
Дорогая публика,
Не держитесь за карманы –
Не возьмём ни рублика!


Коза:
Желаем счастливого Нового Года, во всех начинаниях
Медведь:
Хорошей погоды, пусть сбудется всё, что у Вас на примете
Коза:
Пускай почитают родителей дети
Варварушка:
Пусть горе обходит сторонкою хату
Пусть с песней живётся легко и богато!
Николай:
Ах, спасибо вам, ребятки,
Что пришли в наш дом на святки!
Пожелали мне добра, повеселили меня!
Варварушка: А сорить у вас Николаша можно?
Николай: Можно, можно, сори сколько хочешь!
Дети разбрасывают зерна
Николай: Вот спасибо гости! Это значит, вы мне желаете добра, да богатства! Ну, а теперь будем вечер продолжать, будем время коротать!
Варварушка: Ну, а какой святочный праздник без шуток-прибауток, без веселых соревнований? На посиделках всегда парни с девками соревновались, умом и смекалкой похвалялись.
Вон сколько у нас детишек, и девчонок и мальчишек. Пусть будет две команды – «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы». Вот мы и посмотрим, кто смекалистей, да веселей будет.
К козе встают девочки, к медведю – мальчики

1.Игра – соревнование «ведьмина метелка»

Передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот выходит и танцует.
Ведущая –Варварушка: Молодцы «Девчушки-веселушки» да отважные «Молодцы-удальцы»
Дети садятся
Варварушка: В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Выключается свет, достается горшок с крупой в нем разные вещи спрятаны.
Хозяйка садится на стульчик по середине зала и говорит:
«Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется!»
Вызывает детей по очереди, они достают один предмет
Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.
Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.
Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.
Карандаш – к успехам в учёбе.
Звоночек – весь год вас ждут только хорошие новости.
Расчёска – весь год будете ходить опрятными и красивыми.
Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.
Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.
Бусы – получите в этом году много подарков.
Конфета – весь год сладости есть будете.
Нитки – будете в этом году много путешествовать.
Свечка – работящими будете.
Ножницы детские – парикмахер.
Сантиметр – портной.
Книжка – писатель, учёный.
Муз.инструмент – музыкант.
Краски – художник.
Градусник – врач.
Машина - водитель.
Монета – бухгалтер, кассир, банкир.


Варварушка: Я молодая тоже гадала. Брала перед сном гребешок. Расчесывала волосы, а потом гребешок клала под подушку и приговаривала: «Суженый, мой ряженый. Приди ко мне наряженый». Кто приснится. Тот и жених. А еще выходили на дорогу и спрашивали первого встречного, как его зовут. Значит такое имя и будет у жениха.
Николай:
Вижу, дружные ребята в этом зале собрались
Силу ловкость покажите
Меня старика удивите.
Ну-ка, молодцы, покажите ловкость да быстроту в езде на «коне».

2.Игра-соревнование «скачем на коне»

Варварушка:
А сейчас я предлагаю Вам игру,
Мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю я ребят,
Ну-ка станьте силачи в потешный ряд.

3.Игра-соревнование « перетяни канат»

Хозяйка:
Коляда пришла,
Всем веселье принесла
Заводите, дети, хоровод
Будем дальше встречать новый год.
Потанцуй со мной дружок.

Танец «ледяные ладошки»

Варварушка: А ещё, ребятки, поиграть хотите?
Поиграем в игру «В цапки».
Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец.
Все говорят:
Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
Варварушка: В Святки все радовались празднику, веселились шутили друг с другом. Вот и у нас есть скомороки. Сейчас они тоже нас поздравят.

Танец «скоморох»

Николай:
Коляда пришла
Всем веселья принесла
Не сидите не скучайте
Угощенья получайте.
Раздает угощение на подносах
Варварушка: Вот подходит наш праздник к концу. Какой же праздник мы сегодня отмечали?(Рождество). А что это значит?
Ребенок:
В это день великий
В мир пришел Христос.
И веру свою светлую нам он всем принес. Он с добром и кроткостью
Входит в каждый дом,
Где с надеждой новою
Мы его все ждем.
Я открою двери
Он ко мне придет,
И меня, я верю,
К свету приведет!
Варварушка:
Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли.
Но наш праздник подошел к концу.
Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.
Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.
Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.
Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!
Под веселую музыку дети уходят из зала

Рождественские посиделки

(Рождественская игра « Колядки»)

*Предисловие.

Цель мероприятия - познакомить детей с историей и обычаями празднования Рождества на Руси, используя разнообразные виды народного фольклора (игры, гадания, загадки, пословицы и поговорки), а также эпизоды литературных произведений.

Форма - посиделки.

Участники:

1. Ведущий – Солоха (костюм см. в «Ночь перед Рождеством»)

2. Группа «Добры молодцы»

3.Группа «Красны девицы»

4.Ряженые(костюмы: цыганка, старик, поп, нищий, баба-яга, маски животных и др.

5. Плясуны

6.Частушечники

7.Музыкальное сопровождение – любая русская плясовая музыка

*Из истории праздника

Рождество Христово в России ставят по значению на второе место после Пасхи и называют «матерью всех праздников». Отмечается оно 7 января. В основе божьего праздника лежит легенда о рождении у Девы Марии сына Божьего, спасителя мира, Иисуса Христа. Люди на Руси всегда благоговейно относились к рождественским праздникам и праздновали их красиво и ярко. Устраивались посиделки с песнями и с колядованием. Подготовка начиналась задолго до самого праздника. Ему предшествовал сорокадневный рождественский пост. В сознании русских людей этот пост запечатлелся особым, последним накануне Рождества днем – Сочельником. День строжайшего воздержания, он заканчивался редкостным кушаньем – сочивом. Весь день этот томительно-радостный… С утра по домам беготня, хлопанье дверьми, вкусные запахи мясных, забытых за время поста блюд, которые готовятся для завтрашнего дня. А сегодня, в Сочельник, нельзя ничего есть до первой звезды. Вот и солнце заходит, медленно темнеет небо. И, наконец, в сгустившейся его синеве робко проглянула едва видная алмазная искорка. Ребятишки – первые вестники Рождественской звезды. Они же – первые едоки сочива, приготовленного в большой посуде на всех домашних, больших и маленьких.

Оголодавшим за день детям всех радостней глотать распаренные в меду сладкие пшеничные зерна, выбирать из праздничного угощения ягоды: сушеные впрок вишни, сливы, землянику, малину.

И каким далеким вспоминается лето в морозный вечер, в синеющих сумерках Сочельника, в наступающей Рождественской ночи.

Примечание : Сочиво – распаренные в меду зерна ячменя или пшеницы. (Рис с изюмом)

*Ход мероприятия « Посиделки»

1. Гости в избе у Солохи. Они поют частушки или народную песню, загадывают друг другу загадки и т.д.

Слышны звуки приближающейся праздничной толпы: веселый смех, пение, звуки народных инструментов, голос одного из гостей: «Пришла коляда, отворяй ворота!» Раздается стук.

Солоха: А вот и гости с колядками к нам пожаловали. (Входят гости, впереди мохоноша)

Колядовщики: - Здравствуйте, хозяюшка! Позвольте во горенку войти!

Во горенку войти, на лавочку сесть!

На лавочку сесть, да песенку спеть!

Поют: Пришла Коляда

Накануне Рождества

Хозяюшка, родна матушка,

Не ленись, подымись,

Ты подай пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Хозяюшка в дому,

Как оладейка в меду!

Ты подашь пирога –

Целый двор живота!

Не подашь пирога –

Одна куричья нога.

Коляда, Коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим.

Печка-то топится

Пирожка-то хочется!

Колядовщики (по очереди) :

Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки или конфеточки?

Или гривеннички на прянички?

Солоха: Да, попели вы на славу,

На потеху, на забаву.

Мехоноша, где мешок?

Получай-ка пирожок,

И бараночки, и конфеточки,

И гривеннички на прянички.

(Солоха и гости посиделок одаривают ряженых, все это собирает мехоноша)

Колядовщики: - Будете нас дарить - будем вас хвалить!

А не будете нас дарить – будем вас корить!

Примите нас на посиделки!

(Гости посиделок устраивают ряженым заслон, взявшись за руки)

Выкуп платите или прочь уходите!

Один из ряженых: - Денег немаем, сами занимаем,

Пряники, орешки взяли сладкоежки,

Но нам неча горевать – можем загадки отгадать.

Гости кричат: - Загадать им загадки!

Солоха (к ряженым) : - Ах вы, хитрые ребятки, отгадайте же загадки.

(Гости загадывают ряженым загадки)

Загадки.

1.Под гору коняшка, а в гору деревяшка. (Санки)

2.Две Палашки бегут в лески, загнувши носки. (Лыжи)

3.Одной – зимой отдых, другим – летом, а третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь)

4.Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду- упадет:

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету,

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

5.Каруселью ходит ветер.

Белый пух он крутит, вертит,

Воет, ноет, стонет, плачет,

По щелям пух белый прячет. (Метель)

6.Чист и ясен, как алмаз,

Дорог не бывает,

Он от матери рожден,

Сам ее рожает. (Лед и вода)

7.Стоял он за окошком днем,

А ночью влез тихонько в дом.

Покрыл узорами стекло,

Но солнце встало - все стекло. (Мороз)

8.Днем разбита, ночью заставлена. (Прорубь)

9.Выросло, повыросло, из бороды повылезло.

Солнышко встало - ничего не стало. (Сосулька)

10. С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел. (Снег)

Солоха: - ну, догадливы ребятки, отгадали все загадки. Проходите, садитесь, будьте гостями. А теперь, гости дорогие, вам новое задание: подумать и правильно ответить, кто автор и какое название имеет художественное произведение. (Группам предлагаются по три отрывка из книг В. Жуковского, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Гоголя, Х.Андерсена, М.Зощенко)

1.Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Снег пололи, под окном

Слушали: кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили… (В.Жуковский «Людмила»)

2. Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит,

Из блюда, полного водою,

Выходят кольца чередою,

И выгнулось колечко ей

Под песенку старинных дней… (А.Пушкин «Евгений Онегин»)

3.Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще не одна толпа парубков не показывалась под окнами хаты, месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выезжать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле… (Н.Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

4….Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу, лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем сливающемся, смутном квадрате. (Л.Толстой

5. Девочка зажгла еще одну спичку. Теперь она сидела перед роскошной Рождественской елкой. Эта елка была выше и наряднее той, которую девочка увидела в сочельник, подойдя к дому одного богатого купца и заглянув в окно. Тысячи свечей горели на ее зеленых ветках, а разноцветные картинки, какими украшают витрины магазинов, смотрели на девочку. Малютка протянула к ним руки, но спичка погасла. (Х.Андерсен)

6………………………………………………………………………..

Солоха (после выполнения задания)

Ну что за гости у меня сегодня – один другого смекалистее. А кто из вас знает, как в старину гадали, судьбу пытали? (Солоха объясняет, как гадали в старину в деревне)

См. Приложение «Гадания в Рождество. Виды гаданий»

На перекрестке, у проруби, у колодца (очертив круг, слушали)

Снег «пололи» (Набирали снег в передник и сеяли, приговаривая: «Снег, снежок, скажи, где мой миленький дружок? Там, где он,– собачкой залай» - и слушали)

Бросали лаптем в дом,

Из ворот башмак.

Слушали у окон.

Гадающиеся выходили из избы, хозяйка клала под горшки различные предметы. Девушки выбирали горшок (гребень – жених щеголь; ремень – хозяин суровый; конфета – сладкая жизнь; рюмка – муж пьяница и т.д.)

Давай и мы будем гадать!

Моток ниток бросали…

Бутылочкой…

Гадание книгой…

Вода в стакане… и т.д. (Использовать книгу Н.Д.Конакова «От святок до сочельника, Коми книгиздат.1993)

После гадания выходят двое ряженых:

Предлагаем представленье, людям всем на удивленье!

Брат, здорово!

Брат, здорово!

Ты откуда?

Из Тамбова.

Дык он цел? А говорили - погорел!

Да было дело, чуть вода не сгорела.

Да как же так было?

Шли два господина, сошлись на плотине, взяли закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна!

Что ты? А правда ли это?

Живут же люди неправдой, дык и нам не лопнуть стать!

А с чем в город ездил?

Ездил, брат, с овсом. Мешок-то на беду завязал плохо: овес мой сыпался, да сыпался - мешок пуст оказался.

Худо твое дело!

Худо, да не совсем: Фомка и на болоте рыбу удит, овес потерял - пшенички набрал!

Хорошо же твое дело!

Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я воров нагнал, все деньги отобрал.

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: денег-то оказалось одна копейка и та ребром!

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке!

Хорошо ж твое дело!

Хорошо, да не совсем: правил копейку, полез на шубетейку, били меня, били, больно колотили…

Худо ж твое дело!

Худо, да не совсем: я теперь дороже стал - ведь за битого двух небитых дают!

………………………………………………………………………………………

СОЛОХА: Играли вы на удивление! Заслужили угощение. (Одаривает игравших баранками, конфетами)

А сейчас…

Конкурс частушечников и плясунов

………………………………………………………………………………………

Солоха: Мы попели, порезвились,

Хорошо повеселились.

С Рождеством вас поздравляю

И здоровья вам желаю!..

Примечание : Музыка звучит между конкурсами, играми любая – народная, задорная, игровая.

Приложение «Святочные гадания»

Вспомним известный отрывок из баллады В.Жуковского «Светлана»

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок ,

Сняв с ноги, бросали ,

Снег пололи , под окном

Слушали , кормили

Счетным курицу зерном,

Ярый воск топили .

В чашку с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны.

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

Попытайтесь разобраться, чем же занимались девушки в крещенский вечерок?

1. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…» (Гадание башмаком)

Девушка снимает с левой ноги башмак и кидает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Куда укажет носок - в ту сторону и выходить замуж. Если башмак упадет носом к собственным воротам - в этом году жить дома и не выйти замуж. Кидать можно и другую обувь, например, валенок.

2. «Снег пололи»

Старые люди вспоминают: в светлую ночь собирались группой и, дождавшись, когда всё вокруг стихнет, все улягутся спать, шли за ворота. Набирали пригоршнями снег и бросали в сторону, откуда дул ветер. Если снег падал скоро и звучно, то быть девице замужем за молодым, если же неслышно и криво - за глухим стариком.

*Проводя гадания внутри помещения, можно взять горсть «снежинок» (мелкая серебряная стружка) и бросить под струю вентилятора. Если «снежок» упадет на блюдо, где нарисовано сердце, - любовь встретится в новом году, если на блюдо с рожицей чертика – пустые хлопоты.

3. «Под окном слушали…»

Слушать/ подслушивать ходили и под чужие окна, и под свои, загадав наперед про свою судьбу. Первое услышанное под окном и составляет разгадку судьбы. Кроме того можно было подслушивать у дверей запертой церкви или часовни, выбирая для этого ясную лунную ночь. Согласно поверью, девушки могут услышать или венчальное пение, или заупокойную - кому что суждено в этом году.

4. «Кормили счетным курицу зерном…»

Куры и петухи часто и по-разному выступали в роли прорицателей. Брали, например, ночью курицу с насеста, приносили в избу и давали ей клевать рассыпанное по полу и пересчитанное зерно. Все склевала – один вариант, что-то осталось – другой, чет или нечет остатка. Задуманная цифра - все годилось для святочных выводов.

Снятого с насеста петуха приносили в ту комнату, где заранее приготовлены в трех местах уголь, вода, хлеб, золотое кольцо, серьги, крупа, щепотка золы, ножницы и т.д. Петуха пускали на пол и смотрели, какую вещь он клюнет прежде всего. Если он клюнет хлеб или крупу – быть девушке за богатым; клюнет ножницы – быть за портным (что тоже неплохо); набросится на золу – муж будет курящий; попет воды – быть мужу пьяницей. Много ест петух – будет муж обжорой. Ну а если начнет с угля – сидеть гадальщице в девках.

Хотите знать, каким будет ваш муж будущий: блондином или брюнетом, а может быть, рыжим? Опять же изловите в полночь петуха на насесте и по цвету его перьев увидите окрас будущего мужа. А пока курица зерно клевала, пели такую песенку: Рылась курочка

На завалинке,

Вырыла колечушко

Серебряное.

Ладо-ладу,

Кому мы поем,

Тому честь воздаем.

5. «Ярый воск топили»

Ярый – значит белый, чистый. Это гадание древнейшее. «Восколей», говорят, пришел еще от греков. В дело годился не только воск, но и олово, свинец, а также будто бы в старину богачи лили серебро и золото. Таинство совершают перед сном. Растапливают воск, выливают его на блюдо или в любой другой сосуд с водой и замечают, какие отлились изображения. Развалины города или дома толкуют всегда в дурную сторону. Кольцо увиделось – к бракосочетанию,… А еще, чтобы выполнить это гадание, берут свечу и, изломав ее на мелкие кусочки, кладут в металлическую ложку. Нагревают ложку до тех пор, пока кусочки воска не превратятся в расплавленную жидкость. И затем одним духом выливают ее содержимое в приготовленный таз с водой. Получится некая фигура. По ней и гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в застывшей восковой фигуре автомобиль, другие – лицо человека: или девушки, или старика, третьи – кровать(к болезни), четвертые – поезд и т.д.

6. «Гадание с петухом»

По полу рассыпают зерно, предварительно посчитанные. Затем ровно в 12 часов ночи берут петуха с насеста (желательно черного) и пускают в комнату. По поведению птицы оценивают будущее: если петух склевал все зёрна, то в этом году будет удача, а тот, кто кормил, женится или выйдет замуж. Если же склевал некоторое количество зёрен, то можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. (Предположим, петух склевал три зерна, значит, третья девушка выйдет замуж или через три года, что было загадано) Если петух не притронулся к зерну, это означает неудачу в этом году.

7. «Окличка прохожих и проезжих»

Гадание состоит в том, что ночью или вечером девушки выходят из дома и стоят у калитки, спрашивают у понравившихся мужчин: «Как ваше имя?» Считается, что будущего жениха будут звать так же, как спрошенного, и он будет также красив. Кроме того, обращаются и к женщинам, спрашивая их имя. Считается, что названное имя и будет являться именем суженого или суженой.

8. «Гадание яйцом»

Берут стакан, наполненный освященной в церкви водой, в которую осторожно выпускают белок, отделенный от желтка. Зажигают свечу и, поставив перед ней стакан, смотрят на изображение, которое там возникает: что привидится, то и сбудется.

9. «Гадание на сковороде»

Девушки кладут на стол солому, сбитую в ком, на этот ком ставят сковороду, на которую кладут камень, и льют немного воды. После этого потихоньку начинают вынимать из кома по соломинке, и из звука, производимого камнем при колебании сковороды, воображают имя будущего жениха.

10. Исполнение желаний.

Перед тем как в Новый год начнут бить часы, надо заготовить маленькую бумажку и карандаш. После первого удара необходимо успеть написать свое желание, сжечь бумажку, размешать пепел в бокале с шампанским и выпить прежде, чем часы закончат бить 12 раз.

11. «Гадание под окном»

В полночь девушка садится у окна и приговаривает: «Суженый-ряженый, проезжай мимо окна!» Если она услышит скрип полозьев с пением, музыкой - девушка пойдет замуж; с плачем и причитанием – год плохой: кого-то потеряет из семьи; ничего не услышит - будет этот год дома.

12. «Гадание на тени»

На ровную поверхность (поднос) кладут мятую бумагу и смотрят на тень- фигуру (дом, человек, собака, дерево…) Затем поджигают бумагу и все время наблюдают за меняющейся тенью – что в конце останется?..

13. «Гадание на нитках»

К спинкам стульев натягивают горизонтально нитку. На эту нить привязывают одинаковой длины нитки и поджигают, загадав желание (У каждой гадающей своя нитка) Чья нитка быстрее сгорит, у той скорее исполнится желание.

14. «Гадание на кольце»

В чистый стеклянный стакан налить чистой воды и положить золотое кольцо. Рядом со стаканом поставить зажженную свечу. Приговаривать три раза: «Суженый – ряженый приходи, суженый – ряженый покажись» И внимательно смотреть в середину кольца.

15. «Гадание зеркалами»

В полночь на стол ставят три зеркала (в форме трюмо) и по бокам две свечи в подсвечниках. Девушка гадает в одиночку и пристально смотрит в центр зеркала, приговаривая 3 раза: «Суженый-ряженый покажись, суженый - ряженый приходи!» Увидев фигуру, разглядев ее в зеркале, надо быстро накрыть видение покрывалом.

16. «Гадание блюдцем»

В открытую форточку вызывается дух. Блюдце ставится в центр нарисованного круга с буквами и цифрами. Кончики пальцев гадающих над блюдцем (не касаться!) Спрашиваем: «Дух, ты здесь?». Если блюдце шевельнулось, можно задавать вопросы. Закончив гадание, не забудьте поблагодарить дух за его работу, приподнять блюдце, сказать: «Дух, уходи» 3 раза и закрыть форточку.

17. «Гадание на книге»

Берут любую книгу с полки, любовно поглаживают, нашёптывают ей ласковые и хвалебные слова, затем, держа её над головой обеими ладонями, задают ей вопрос: «……?» и называют страницу и строку. Затем открывают и смотрят ответ на названной странице и строке.

18. «Гадание по сну»

Понадобится расческа и подушка. Гадающая перед сном произносит магические слова: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный». После такого заклинания жених должен явиться к девушке во сне. Часто гадальщицы клали расческу под подушку, чтобы жених пришёл причесать невесту.

19. «Сочень»

Для гадания нужна свежая выпечка.

Первый сочень (блин), который испекли утром, девушка надевала на лицо, предварительно сделав в сочне прорези для глаз. В такой маске девушка выбегала на улицу. У первого встречного она спрашивала имя. Как зовут первого прохожего – так и жениха будут звать.

20. «Башмачок»

Для гадания понадобится ваша обувка (в деревне чаще это были валенки)

Гадальщицы выходили на улицу и кидали за спину валенок. Затем бежали смотреть, куда упал валенок носком. В какую сторону носок смотрит, оттуда и жених придет. Если же носок смотрит в сторону своего дома, то в этом году девушке, кидавшей валенок, свадьба не светит.

21. «Подблюдные гадания»

Понадобится блюдо с водой.

Нечетное количество собираются в доме. В блюдо с водой каждая кладет свой предмет: кольцо, ожерелье, серьгу и т.д. Все это накрывается платком. И под специальные подблюдные песни одна из девушек вынимает по одной вещи. Песни-предсказания были разными: на свадьбу, на смерть, на солдатство, на богатство или бедность и т.д.

Как вариант: к краю блюда прицепляли бумажки с предсказаниями. В воду пускали свечку: к какой бумажке свечка пристанет, то предсказание и сбудется.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если вы собрались погадать, важно помнить следующее:

Гадать принято в период с 14 по 19 января (в народе это время зовется «страшными вечерами») Вообще, зимние святки продолжаются с 7 по 19 января(от Рождества до Крещения), но первая неделя называется « святой» - и в это время не гадают, а колядуют;

Количество гадающих в комнате должно быть нечетным (магия числа чет-нечет связано с противопоставлением смерть-жизнь);

Гадальщики должны снять с себя нательные крестики, развязать пояса, распустить косы;

Самыми верными издавна считались гадания в ночь на старый новый год(на 14 января) и в крещенский сочельник(на 19 января).

Литература.

1. Н.Д.Конаков « От святок до сочельника», Коми книжное издательство, 1993.

2. Газета «Комсомольская правда Коми» от декабря 2007.

«РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК»
(Сценарий колядок)

Оформление сцены: Изба, плетни, на них висят горшки. В течение всех святочных вечеров молодежь собирается на игрища. С песнями да играми ряженые ходят по всему селу, колядуют.

(Звучит веселая музыка, на сцене появляются колядовщики).

ПЕРВЫЙ: Пойдем-ка коляда петь да людям добра желать.

ВТОРОЙ: Да давайте-ка, нарядимся, нынче крещенский вечер.

ТРЕТИЙ: А к кому пойдем?

ЧЕТВЕРТЫЙ: Да хоть к Марьюшке. (Идут к дому с песнями и шнеками)

ВСЕ: Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!
Уж мы ходили, уж мы бродили по проулочкам, по закоулочкам
Мы уж ходили, уж мы искали госпожи двор, Марьюшкин двор.

ПЕРВЫЙ: Смотрите, огонь горит в избе!

ВТОРОЙ: Давайте хозяйку кликать.

ТРЕТИЙ: Кисонька, лапонька, где была? – Холсты ткала –

ЧЕТВЕРТЫЙ: Что заработала? – Кусок сала.

ПЯТЫЙ: А где сало? – Собака украла –

ШЕСТОЙ: А где собака? – За сарай убежала. –

СЕДЬМОЙ: А где сарай? – Огнем спалили –

ВОСЬМОЙ: А где огонь? – Водой залили –

ДЕВЯТЫЙ: А где вода? – Куры выпили –

ПЕРВЫЙ: А где куры? – Девки покрали –

ВТОРОЙ: А где девки? – Замужья ушли –

ТРЕТИЙ: А где мужья? – На печке спят, на боку лежат. –

ХОЗЯИН: Да кто тут пришел к нам?

ЧЕТВЕРТЫЙ: Дозволь, хозяйка, коляда петь?

ПЯТЫЙ: Дозволь хозяйка с праздником поздравить! (Поют колядку)

ВСЕ: Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят, и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток.

ПЕРВЫЙ: Коляда, коляда ходила по дворам.

ВТОРОЙ: Дайте для накала нам кусочек сала,

ТРЕТИЙ: ветчины кусочек, маслица горшочек.

ЧЕТВЕРТЫЙ: Не дадите пирога, расколотим ворота.

ПЯТЫЙ: Не дадите ветчины – расколотим чугуны,

ШЕСТОЙ: Не дадите свеклы – расколотим стекла.

СЕДЬМОЙ: Не дадите кишки – поколотим вое горшки.

ВОСЬМОЙ: Не дадите лучку – уведем телушку,

ДЕВЯТЫЙ: Не дадите хлеба – уведем мы деда.

ПЕРВЫЙ: Ну, что дали?

РЯЖЕНЫЕ: «Ничего не дали».

(девушки гурьбой начинают судить хозяйку)

ВТОРАЯ: А Федулова жена очень жадная была.

ТРЕТЬЯ: .У ней шуба не зашита, и рубаха не помыта.

ЧЕТВЕРТАЯ: Да и муж не дюж, лентяй, неуклюж.

ПЯТАЯ: У ее свекра голова как свекла.

ШЕСТАЯ: А свекровья – помело, ее набок повело,

СЕДЬМАЯ: Золовушка неудаха, и не птаха и не пряха.

ВСЕ: Ха-ха-ха-ха!

ХОЗЯЙКА: Быстро расходитесь по домам, ничего я вам не дам. (Колядовщики устремляются к другому дома)

ВОСЬМОЙ: Посмотрите в соседнем доме огонь горит, две тетушки живут.

ДЕВЯТЫЙ: А пахнет как вкусно! Хорошие там хозяйки живут! Пойдемте скорее к этому двору (поют) .

ВСЕ: Щедровочка шедровала под оконце подбегала.

ПЕРВЫЙ: Что ты тетка наварила, что ты тетка напекла?

ВТОРОЙ: Выноси вам поскорее, не морозь-ка детей!

ТРЕТИЙ: У нас чоботы маленькие, у нас ножки зябнут.

ЧЕТВЕРТЫЙ: У нас рукавички худенькие, у нас ручки зябнут.

ПЯТЫЙ: У нас платочки тоненькие, у нас ушки зябнут.

ШЕСТОЙ: А кафтан – то короток, колядовщик передрог.

ХОЗЯИН: Ой, ребятушки, заходите погрейтесь. У нас угощенье давно готово.

(Ряженые входят в дом, впереди идет девушка, которая несет укрепленную на шесте звезду. Все поют коляду).

СЕДЬМОЙ: Ходила коляда накануне Рождества.

ВОСЬМОЙ: Искала коляда да боярского двора.

ДЕВЯТЫЙ: На семи столбах, на семи дворах.

ПЕРВЫЙ: А хозяин-то в дому, что соколик в терему.

ВТОРОЙ: А хозяйка-то я дому, что оладушка в меду.

ТРЕТИЙ: Ее детушки, что конфетушки.

ЧЕТВЕРТЫЙ: Ox и добрые хозяева, а мы Вам козу привели на счастье.

ВСЕ: Ого-го-го.коза. где же ты была? Кланяйся коза, кланяйся.

(Коза кланяется головным поклоном)

ПЯТЫЙ: Плохо кланяешься – ниже кланяйся

(Коза кланяется поясным поклоном)

ШЕСТОЙ: Опять плохо кланяешься, еще ниже кланяйся!

(Коза кланяется земным поклоном и падает)

ШЕСТОЙ: Хозяйка коза упала – поднимайте!

(Коза не встает)

СЕДЬМОЙ: Хозяйка, дай кусок сала, чтоб коза встала?

ХОЗЯЙКА: – Вот вам сало свежее, засоленное с чесноком да тминчиком. Нравится тебе коза мое сало? (коза поднимает голову) .

ВОСЬМОЙ: А к салу что?

(Хозяйка приносит бутыль, наливает и угощает козу, она встает)

ВСЕ: Коза, надо отблагодарить таких щедрых хозяев (подводят козу к хозяину) .
– Куда коза рогом – туда и сено стогом (коза бодается) .
– Куда коза бочком – туда и стол богатый с пирожком (коза то одним, то другим боком приклоняется к хозяйке).

ДЕВЯТЫЙ: Эй, коза! Вы со своим хозяином два сапога – пара, глянь-ка чем твой хозяин занимается.

(Кумушки-молодушки, вместе с козой наблюдают за влюбленными. Между парнем и девушкой происходит музыкальный диалог).

ОН: Много звездочек на небе, но одна из них ярчей,
Много девочек на свете, а одна из них милей.

ОНА: С неба звездочка упала, вся любовь наша пропала.

ОН: Так зачем же завлекала, если я тебе не мил.
Ты бы с осени сказала, я бы зиму не ходил.

ОНА: Почему в печи не жарко? Я водичку пролила.
Почему дружка не жалко? Я другого завела.

ОН: Я кошу – валится на косу зеленая трава.
Я люблю, а ты не любишь, ягодиночка моя.

ОНА: Позавянь, позавянь на окошке герань.
Позавяньте все цветы, забыла я, забудь и ты.

ОН: Прощайте горы, прощай лес, прощайте звездочки с небес.
Прощайте синие моря, прощай и милочка моя.

Парень встает и уходит. У самой двери перехватывает его другая девушка, обнимает, забирает козу и уходит.

ПЕРВАЯ: Глядите, в конце улицы мужики идут, давайте догоним их да денежки на гулянку попросим.

(Подходят к мужикам, окружают их и хороводом поют).

ВСЕ: Богатые мужички, открывайте сундучки, доставайте пятачки!

ВСЕ: Если нет пятака, то давайте пирога, не дадите пирога, мы корову за рога.
Поведу на торжок, там продам пирожок (под музыку «Дорогой длинною» подходит девушка к мужикам).

ВТОРАЯ: Дяденьки не скупитесь, с нами поделитесь, дай хоть рубль, хоть два, хоть полтину серебра (цыгане пляшут и поют, мужики раздают денежки, все приговаривают) – Наделял бы вас господь и житьем, и бытьем, и богатством. (Цыгане угощают их вином, провожают на место в зал и возвращаются на сцену) .

ТРЕТЬЯ: Тише. Я погадаю.
Цыганка комментирует гадание:

ЧЕТВЕРТАЯ: А я погадаю на плетне. Рукой трогает колышки на плетне и говорит: «Вдовец-молодец, вдовец-молодец, вдовец…», «Ой, вдовец… почему? (Все смеются) У другой девушки получается – молодец.

ПЯТАЯ: А в соседнем переулке дядька Емельян живет, он нас в гости приглашал, пойдемте скорее, погреемся. (Идут наигрывая шумовыми инструментами, пляшут) . Смотрите, а там гадают.

ХОЗЯИН: Это кто здесь шумит, колядовщики что – ли?

ШЕСТАЯ: Дядя Емельян, назови мужское имя.

ЕМЕЛБЯН: Федул.

СЕДЬМАЯ: (Все смеются) . Ну имячко придумал дядька Емельян твоему суженому.

ХОЗЯИН: Заходите, гости дорогие, раздевайтесь, грейтесь, пейте, угощайтесь. У нас семеро детей, дочерей и сыновей, все вас ждали.

ВОСЬМАЯ: А где ваши дети?

ХОЗЯИН: А вот они. (Показывает на зал) .

ВСЕ: Для таких хозяев мы рады и попеть, и поплясать, и в игры поиграть и загадки загадать (загадывают загадки) .

Гадание с петухом.
На столе положить столько кусочков хлеба, сколько играющих. Выпускают петуха, чей кусочек первым клюнет петух, та первой и выйдет замуж. Затем раскладывают на столе хлеб, дерево, уголь, ставят зеркало и блюдце с водой. В этот раз девушки узнают – какого же быть замужем?

Вокальная группа народного пения «Журавейка»
и ансамбль народного пения «Забавушка»
МБУК ДК пос. Белые Берега
Хормейстер Борисова А.Н.
Цель:
– пробудить у детей интерес к народным традициям, способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства.

Задачи:
– сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и с его обрядом – колядованием;
– закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме, особенностях времяисчисления в русском народном календаре;
-воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.

Оборудование: русский народный костюм для хозяйки, костюмы для колядовщиков, мешок, бутафорский пирог, чугунок с варениками (Бумажные для гадания), мешки для каледовшиков, куклы на шесте «Коляда», «Солнце», костюм ростовой «Коза», Музыкальные инструменты: ложки, бубен, трещетки, кувиклы, бутафорский набор «Еда», шапочка «Курочка», рушники.

Музыкальный материал:
«Коляда, колядки собрались ребятки…» (игровая песня)
«Кому вынется …» (подблюдная песня)
«Авсень, Коляда, Авсень, маляда» (песня авсень)
«Приходила Коляда» (приветственная колядка)
«Уж как шла Коляда» (колядка)
«Ой, баусень, Коляда…» (колядка ухода)
«Руковички барановые» (народная песня)
Оформление помещения: Печка русская, ухват, чугунок, крынка, утюг, рушники, платки, кружево из бумажных снежинок 3D, бабка Колядка.

История обряда:
Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящихся на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – дни пробуждения солнца – поворот солнца к лету. Это время в народе известно как зимние святки (25 декабря – 6 января). Считалось: коли дни на зим¬ние святки веселые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие не весь год.

В старину люди, закончив осенние работы, заготовив на зиму все необходимое и приготовив шись к встречи весны, могли немного отдохнуть. Особенно ждали в народе Святки. Эти празднества продолжались две недели, от Рождества до Крещения, а самым интересным было колядование или колядки.

Коляда – солнце-младенец, в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла, а также персонаж праздников, сходный с Авсенем. А еще, говорят, Коляда – это нынешняя Снегурочка.
Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни по домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.
Само название «коляда» относится к древнеславянскому. Колядованием называлось хождение по домам с песнями. Для этих
целей колядовавшие наряжались в самые разнообразные костюмы: бытовых персонажей («старика», «старухи», «попа», «нищего», «горбуна», «цыгана», «цыганки», «солдата»), персонажей, изображающих нечистую силу («черта», «кикиморы», «бабы-Яги»), животных (коня, козы, медведя). Хозяевам дома желали жизненных благ, счастья, большого урожая и требовали за это вознаграждения. Колядующие должны хорошо знать хозяев и их проблемы, чтобы песни имели точный адрес. Девушке пожелать хорошего жениха, новобрачным – здоровья и красивых детей и т. п.

Дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег. «Колядники» рядятся в одежды, изображают зверей, чертей, с музыкой ходят по улицам, поют колядки.
Дети обычно колядовали днем, а взрослые – молодежь и старики вечером. На колядки можно было переодеваться. Это переодевание называлось “ряженьем»

Одевались кто как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательным участником колядок были медведь с поводырем и мехоноска со специальным мешком, который назывался “мех”.

Колядовщики ходили по деревне от дома к дому и желали хозяевам счастья, благополучия и здоровья – пели им колядки – специальные песенки. А хозяева угощали гостей пирогами, колядками –
специально испеченными фигурками животных, людей, сказочных существ, или давали деньги.
Все, чем угощали хозяева, складывалось в “мех” к мехоноске, а после окончания колядования угощения съедали все вместе, в кругу. Отсюда и название коляды: “кол-ада”- круговая еда.

Когда “мех”- мешок становился полным, мехоноска говорил: “Хватить колядовать!”. Тогда в последней избе устраивали посиделки. Что это такое?

Посиделки – это отдых, веселье, где загадывали загадки, пели частушки, рассказывали потешки и небылицы, танцевали.

Хозяйка дома: Здравствуйте гости дорогие! Собрались мы с вами для беседушки, для забавушки. Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними и прабабушки приходили на зимние посиделки. Будем здоровья друг другу желать и добра.
-Ребятки а, что то вас давно видно не было, вы наверно отдыхали, гуляли, веселились, наверно праздник какой то отмечали. Какой? (Новый год)
-« Новый год – к весне поворот» – говорили люди. Ребята, скажите, а раньше новый год наступал тоже 1 января.
(нет)
– Верно, по старому календарю новый год наступал в марте, а затем в сентябре.
Люди давно заметили, что есть дни, в которые солнышко как будто останавливается, а потом быстро растет или уменьшается. И решили люди праздновать день рождения Солнышка 25 декабря (по новому календарю). И пришлось это время на день зимнего солнцестояния. И назвали Солнышко младенчика – Коляда. Даже календари в те времена назывались Коляды, как будто люди отмечали годы жизни солнца.
Отмечали этот праздник люди радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и кричали: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!»
В избах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё, накрывали соломой стол. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишен.
Хозяйки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, лепёшки, пироги, хлеб, готовили «свиные ножки», колбаски, а молодёжь подбирала наряды.
Так жили люди русские, а потом крестились и появился у них праздник Рождество. А время от рождения Солнышка до Рождества Христова назвали Святки.

Когда начинались Святки, парни и девушки наряжались и ходили по деревне из одной избы в другую и пели Колядки. В народе так и говорили «Пошла коляда Накануне рождества…»

Коляда, колядки, собрались робятки,
По дорожке пошли, бабку Коляду найшли
Наша, бабка Коляда,
По дорожке йщла, по дорожке йшла
Да топорек найшла.
А тэпорек не простой,
А тэпорек зейлайтой.
Села наша Коляда,Да, задумалася.
Куды путь дяржать? Куды тэпорек девать?
Мы сказали бабке, Бабке Колядке.
Ты сняси его купцу Емельяну мэйлэдцу.
Свой тэпорек Коляда купцу прэйдэйла.
За тэпорек зэйлэйтой е гостинцев гарой.
Наша бабка Коляда Всем подарки раздала.
О спасибо, бабака, бабка Колядка.

Хозяйка: Во всякий дом вечером могли постучаться колядовщики. Вот так откроешь дверь а там: нарядится один в тулуп с колокольчиком и скачет смешно. А другой то с горбом и в лохматой шубе, как выскочит. С бородищей в рваной шапке. Страсти. Тем годом к нам Баба Яга и леший приходили. Чернющие, всё лицо сажей перемазано.
А теперь отгадаете мои загадки, и узнаете, кем еще наряжаться можно. В каком виде колядовать можно

Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он – (Медведь)

Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза…
Как называем её мы? …(Коза)

Без коня и без гитары
Он не дня не проведёт
Отгадайте кто же это
У костра всегда поёт?… (Цыган)
Хозяйка:
Ребятки, вот такие они страшные наряжались, а чтобы их злая сила не забрала одежду на изнанку выворачивали. А теперь скажите-ка мне, как понять, что колядовщики пришли, а не воры и лихие люди, ведь они такие страшные. (они не просто приходят а песни поют, Колядки) А как вы думаете, что такое колядки?
– Колядки – это песни, в которых поздравляли с праздником. Желали людям здоровья, счастья, благополучия, богатства.
Как услышишь под окном такую песню. Смело открывай.:

Авсень, Коляда!
Авсень, маляда!
Да, в высоком во дому.
Не зайти ли нам к кому?
Ждут ли в доме этом нас?
То узнаем мы сейчас.
Авсень, Коляда!
Авсень, маляда!

И уж есть Коляде где разгуляться.
И пошла Коляда, накануне Рождества.
Накануне Рождества из ворот в ворота.
Посреди двора остановилася.
Остановилася. Поклонилася.

Фольклорная композиция «Коляда» (вокальная группа народного пения «Журавейка», вокальная группа народного пения «Забавушка»)

Хозяйка:
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, будим петь да плясать!

А и правда. Когда мешок у колядовщиков был полон они приходили в избу, делили поровну копеечки. А потом пировали. Кушали все что им надарили.
(Перекусываем с ребятами)

Хозяюшка: Ребятки каждый праздник угощенье
Ну а в Святки – как всегда, Я для вас и для колядовщиков и для вас вареников налепила. Да, не простых – а с секретом.
(Хозяйка берет чугунок и раздает детям вареники. Поет:)
Кому вынется, правда сбудется.

По лугу хожу, полотенце стелю, Эх.
Еще похожу, еще постелю. Эх.

Правда сбудется, не минуется.
Курочка ряба со двора собралась. Эх.
Кому вынется, правда сбудется.
Правда сбудется, не минуется.

Хозяйка: А теперь посмотрите-ка, ребятки, какой в варенике для вас сюрприз. Что на картинке изображено.
Перышко Кому станется –
Мягкая жизнь достанется.
Пуговичка – Кому станется.
Обновой обернётся.
Зёрнышко! Мышь в горнице бежит,
Каравай в дом тащит,
В том доме достаток будет, благополучие.
Колечко! Сей мать мучицу, пеки пироги,
К тебе будут гости, ко мне – женихи.
А еще кА замеси теста. Приедут невесты.
Монетка – к достатку.
Жить будешь богато.
Деревянная ложка!
Кому эта ложка достанется,
Тому сбудется, не минуется,
Тому жить сыто.
А ложка деревянная. Значит здоровье будет крепкое.
Конфетка:
Лучш е нету радости
Для ребят, чем сладости.
Вытащат конфетку –
Будет сладко деткам.

Хозяйка: Вот, ребятки, мы с вами на святочных-то посиделках и погадать уже успели. А как вы думаете, что еще делали на праздничных святочных посиделках.
(-Ой, сколько всего)

А не загадать ли вам семь мудреных загадок?
Кто угадает тому обязательно подарок будет.
1)А вот что такое греет, да, греет во всю землю (Солнце)
2)А светит, да, светит во всю ночку (Луна)
3)А что-то бежит, да, бежит без ножек (Вода)
4)А что-то летит, да, летит да без крыльев (Снег)
5)А что-то растет, да, без кореньев? (Камень)
6)Что-то вьётся, да, выше дерева (Дымок)
7)Что-то цветет, да, без цвету (Девицы)

Хозяйка: А не засиделись ли вы, добры молодцы, и вы, красны девицы? Не хотите ли вы поиграть, вашу удаль показать?

Игра – хоровод: “Шла коза по лесу”:

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Дети и взрослые водят по кругу хоровод.
Давай, коза, потопаем, потопаем, потопаем Дети топают ножками.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. Хлопают ручками.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем Прыгают.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Трясут ножками.
Игра-хоровод проводится 3 раза.

Игра – хоровод: “Карусели”.
Слова ведущего Выполняемые действия
Еле-еле, еле-еле закружились карусели. Взрослые и дети встают в круг, берутся за руки и двигаются по часовой стрелке.
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. Постепенно убыстряя шаг и переходя на бег
Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. После этого постепенно замедляя движения, переходя на медленный шаг.
Стоп – раз и два, раз и два, закружилась голова Все останавливаются, садятся на корточки.
Игра – хоровод: “Мы гуляли далеко”.
Слова ведущего Выполняемые действия
Мы гуляли далеко, Дети и взрослые расходятся, взявшись за руки и образуя круг.
Мы гуляли близко Дети и взрослые сходятся в центр круга.
Мы летали высоко Взрослые и дети поднимаются на носочки, тянут руки вверх.
Мы летали низко Все садятся на корточки.

Игра: “Как у тетушке – Настасьи”:
Слова игроков, произносящих считалочку Выполняемые действия
Как у тетушке Настасьи, было семеро детей, они не ели, не пили, вместе по двору ходили, дружно делали вот так… Дети идут в хороводе, громко произносят слова. В центре стоит ведущий. После окончания слов, ведущий выбирает, того кто интереснее придумал жест

« Целый день мы на дворе,
Целый день мы на горе. (Дети бегут по кругу.)

Эй, поехали, держись! (бегут по кругу)
Хорошо, что есть гора, (встают лицом в круг)
Сзади нашего двора. (Поднимают и опускают руки)
Вверх и вниз, вверх и вниз (поднимаются на носочки и приседают)
Эй, поехали, держись! (побежали по кругу)
Ничего, что Дед Мороз,
Щиплет щёки нам и нос. (Растирают щёки и нос)
Вверх и вниз, вверх и вниз, (поднимаются на носочки и приседают)
Эй, поехали, держись!» (бегут по кругу)

Хозяйка: Ой спасибо вам ребятки. На всю жизнь я запомню этот веселый праздник. А вы ждите Коляду к себе в гости и всегда встречайте ее с радостью. Потому, что тем, кто подавал – самые лучшие пожелания: счастья, здоровья, благополучия и богатства. А тем же, кто ничего не подавал, колядующие грозили и могли напакостить. А вот был у нас случай. Бабка Полина пожадничала, так ряженые ей лавку с ведрами да ворота водой залили. А морозы крещенские крепкие. Собралась бабка с утра за водой, а ведра примерзли и никак их от лавки не оторвать. Кинулась бабка помощи искать, а ворота тоже примерзли крепко накрепко. Сидела бабка Матрена под забором ревела, пока люди добрые не помогли. С тех пор бабка добрая и всегда колядовщиков в дом сама зовет.

Ой, заболталася я с вами. Прощайте до новой встречи. Буду рада видеть вас у себя в гостях.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

«Рождественские колядки». Для родителей и детей средней группы компенсирующей направленности (ОНР). Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Согласно ФГОС родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Наш детский сад является региональной инновационной площадкой по направлению «Создание социально-педагогических условий для формирования духовно-нравст венных ценностей личности ребенка». Работая в этом направлении, планируем и организуем в группе мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Тесная совместная деятельность помогла добиться положительных результатов: готовя с детьми и родителями мероприятия, мы стараемся их знакомить с праздниками на доступном материале, преподнося элементарные понятия того или иного события. А чтобы это правильно сделать, педагоги сами должны ориентироваться в истории этих празднеств. Это и является целью наших сегодняшних Рождественских посиделок.

Рождество Христово – великий христианский праздник, который празднуется в Русской Православной Церкви 7 января по юлианскому календарю.

Цель:

  1. познакомить детей и их родителей с историей рождественского праздника и традициями русского народа;
  2. развивать интерес к народному творчеству и традициям Руси;
  3. воспитывать любознательность и любовь к своей стране;
  4. формировать доброжелательные отношения между педагогами, родителями и детьми, основанные на доверии.

Задачи:

  1. приобщить детей к национальной культуре и традициям русского народа;
  2. дать представление о праздновании Рождества Христова в России;
  3. познакомиться с рождественскими обрядами;
  4. создать праздничную атмосферу, вызывать у детей эмоционально - положительное отношение к празднику;
  5. стимулировать стремление родителей к активному участию в жизни группы;
  6. вовлечь родителей (законных представителей) в совместную деятельность с детьми.
#ADVERTISING_INSERT#

Ход мероприятия

Родители сидят в празднично украшенной группе, на подоконниках горят свечи, на столе размещен рождественский вертеп изготовленный воспитателями совместно с родителями и детьми.

Выступление учителя-логопеда: Уважаемые, родители, мы пригласили Вас в гости на Рождественские посиделки. Праздничные дни между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) называются святочными их ровно двенадцать. Это самые весёлые дни из зимних праздников.

По древнему обычаю православные христиане вечером прекращали все свои дневные дела, зажигали на окнах свечи. Свет в окне, обозначал, что хозяева отдыхают от дневных забот и ожидают гостей. Наверняка, многие из вас помнят, как родители говорили, в дни Святок нельзя браться ни за какую работу, – это поверье тоже пришло из старины. Зато, в эти дни было принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки, вспоминать о бедных и нуждающихся людях.

С давних пор в Святки молодежь и дети ходили по дворам с колядками. Одна из тем колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются церковные песнопения, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Эта традиция и сейчас сохранилась в сельских поселениях России.

Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки, разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другие дома. А потом собираются в одном из домов: играют в рождественские игры и лакомятся собранными угощениями.

Давайте мы тоже вспомним и прочтем несколько колядок, а затем будем ожидать гостей.

Родители читают колядки:

  1. Воробушек летит,
    Хвостиком вертит,
    А вы, люди, знайте,
    Столы застилайте,
    Гостей принимайте,
    Рождество встречайте!
  2. Мы веселые колядки
    Пропоем для жизни сладкой.
    Коль одарите нас знатно,
    Будет счастье и богатство.
    Поделитесь от щедрот
    Просит ряженый народ.
    Без подарков не уйдем!
    С Новым годом! С Рождеством!
  3. Вам звоночками позвоним
    С пожеланьем и поклоном.
    Мы пришли колядовать,
    С Рождеством вас поздравлять!

Входят ряженые дети и идут, змейкой по группе.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки,
К вам пришли сыны и дочки,
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Ребенок:

Коляда, коляда -
Накануне... (Рождества .)

Ребенок:

Мы идем колядовать -
Всех будить и... (поздравлять )

Ребенок:

Коляд, коляд, колядушек -
Хорош с медком оладушек!
А без меду - не таков,
Дайте, тетя, пирогов!

Ребенок:

С Новым годом, с Рождеством:
Мира Вам желаем в дом,

Ребенок:

И здоровья, и добра,
И сердечного тепла!

Ребенок:

Коля-коля-коляда –
Бедам – «Нет!», а счастью – "Да!"

Все вместе:

Сеем, сеем посеваем
С Рождеством всех поздравляем!

Родители: Спасибо, вот вам награда: печенье, плюшки – кому, что надо. (угощают колодников )

Дети садятся, выходят два ребенка.

Ребенок:

От чего ты, ёлочка, грустна?
Ты зимой и летом зелена.

Ребенок: (елочка ):

Я грущу, что нету у меня обновы,
И мне не в чем встретить Рождество Христово.

Воспитатель: Уважаемые, родители, а мы вам хотим рассказать историю рождественской Ёлочки.

Обращает внимание на вертеп. Выходят дети (пальма, маслина и ёлка).


– У входа в пещеру, где родился Христос, стояли три дерева: пальма, маслина и ёлка. Они тоже хотели поклониться Божественному Младенцу.

Пальма:

Я пальма, с пышной круглой кроной,
И в сердце гордость я храню.
Свой лист, широкий и зеленый
Перед Младенцем я склоню.
Он улыбнется мне, наверно,
Ведь я же всех прекрасней. Верно?

Маслина:

А я – красавица маслина.
Не все деревья так стройны…
И думать нечего, ведь я,
Очень хороша.

Елка:

А вот мне, нечем похвалиться:
У меня – одни шишки да иголки

Пальма:

Ну и не ходи к младенцу,
Ты Его ещё уколешь…

Маслина: Или уронишь на Него шишку.

Пальма и Маслина вдвоем:

Ёлка-ёлка, уходи,
К малышу не подходи.

Пальма: Не красива ты нисколько…

Маслина: Палка в шубе, да и только.

Елка: Хорошо, дорогие подружки, я не пойду к младенцу. Я подожду вас здесь, у входа в пещеру. Правда, мне очень хотелось бы увидеть Его, но что поделаешь…

Появляется Ангел.

Елка, Пальма и Маслина вместе : Ой, кто это?

Ангел: О, тихая и смиренная елка! Твоя скромность угодна Христу. Сейчас я тебе помогу, и ты будешь самая красивая.

Ребенок:

Мы украсим ёлочку (украшает девочку - елку бусами )
Яркою звездой,
Оплетем мы ёлочку
Нитью золотой. (украшает девочку - елочку звездой и бусами )

Ребенок:

Как красив на ёлочке (дети дают ей в руки шарики )
Праздничный наряд.
На ее иголочках
Огоньки горят.


Ангел: А теперь я сам отведу тебя к святой колыбели Младенца. И отныне, в память о тебе, люди каждый год будут украшать на Рождество елку.

Воспитатель: История подошла к концу, но наш вечер продолжается. Дети читают стихи.



Ребенок:

И на сердце сладостно,
Весело, светло.
Всем сегодня радостно –
Рождество пришло!

Ребенок:

Будем петь и веселиться
Возле ёлочки кружиться
Ведь сегодня торжество
Светлый праздник – Рождество.

Дети исполняют хоровод: «Ах, какая елочка выросла у нас….»

Читают стихи.

Ребенок:

В этот светлый праздник
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Ребенок:

Тихо снег ложится
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Ребенок:

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Ребенок:

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.

Проводятся хороводные игры: «Снежный ком», «Воевода, воевода выходи из хоровода».


Воспитатель: А теперь Вам, уважаемые родители предлагаем проверить знания, и способность словотворчества продолжайте рифмовки:

Где родился наш Спаситель -
Место вам известно всем
Ну, скорее назовите.
Это город... (Вифлеем )

Знают все: в года былые
Сын родился у...(Марии ).

Сын чудесный, сын святой
Родился он ночной... (порой ).

В тишине, в тепле и тени
Спал младенец в свежем...(сене ).
Это всем теперь известно -
Был младенец тот... (чудесный ).

Много в небе ярких звезд -
Родился Иисус... (Христос ).

К Малышу на день рожденья
Дружно прибыли волхвы:
Принесли в подарок деньги?
Нет? А что? Скажите вы.
(Золото, ладан, смирну )

Воспитатель: А сейчас предлагаем пройти в нашу творческую мастерскую и сделать совместно с детьми нарядную елочку.

Родители вырезают две одинаковые елочки по контуру, а дети украшают ее бусами и шарами. Родители делают надрез и соединят елочку.





Воспитатель: Пора и за стол садиться, угощеньем насладиться. А за чашкой чая с угощениями давайте поделимся воспоминаниями из своего детства о праздновании Рождества. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о сегодняшнем празднике. Хотите ли вы, чтобы Рождественские посиделки стали в нашей группе традиционным совместным праздником детей и взрослых?



Воспитатель: Мы благодарны всем присутствующим за участие в наших сегодняшних Рождественских посиделках. Очень хочется, чтобы такое общение продолжалось и в дальнейшем. Ведь положительные эмоции надолго остаются в памяти детей.


С Рождеством Вас!